Князья Юго-Западной Руси часто совершали походы не только в Польшу и Венгрию, но и на земли нынешней Беларуси, называвшуюся тогда Литвой.
Францисканский монах Джовани Плано Карпини, вернувшись из своего путешествия по Тартарии, сообщал, что монголы набирали в свою армию не десять процентов из мужчин на юге и западе Руси, а больше.
«С всякой земли их государства из десяти человек они [монголы] посылают [в свои походы] трех с их слугами».
Он об этом узнал, когда проезжал через разрушенный Киев дальше в направлении Каракорума.
Получается, из Западной и Южной Руси набирали в войско не каждого десятого, а, как уточняет Карпипи, по одному сыну из семьи, если там было трое сыновей, а также всех холостых мужчин.
Воинское снаряжение и оружие, которым были вооружены воины из Западной Руси, походило на экипировку ордынцев. Интеграция Юго-Западной Руси с Ордой происходила капитально. Ромейский историк Георгий Пахимер, описывая жителей этой земли, сообщал следующее:
«Росы и различные соседние с ними народы познают их нравы и перенимают по привычке язык и одежду, и становятся их союзниками».
Не прошло и 20-ти лет после так называемого Западного похода Батыя, как начиная с 1259-го года, дружины галицко-волынских князей начали свои зарубежные походы вместе с тартарами.
Различные источники, как русские летописи, так и Хроники Европы, сообщают примерно о 17-ти совместных с татарами походах русских князей к соседям.
В 1260-м году произошло так называемое второе нашествие татар на Польшу. Был взят и уничтожен такой город, как Сандомир или по-русски Судомир.
Хроника Мартина Бельского сообщает о том, как князья Лев и Роман, сыновья Даниила Галицкого, обманули поляков при осаде Сандомира. Город был взят банально просто. Князья пообещали вельможам Сандомира о том, что татары не будут уничтожать и грабить город. Стоит только попросить милости и одарить татар подарками. Поляки вышли с дарами и просьбой о милости, как вдруг татары и русские ворвался в ворота города. Участь осажденных судомирцев была решена.
Но до этого, в 1259-м году, как следует из Ипатьевской летописи, по просьбе наместника на Юго-Западе Руси Бурундая волынский князь Василько помогал ему в овладении Литвой:
«Когда же Василько ехал за Бурундаем один по Литовской земле, он, найдя где-то литву побив ее, привел добычу Бурундаю».
Воскресенская летопись прямо сообщает, что в тот год:
«Того же лета взяша Татарове всю землю Литовскую».
Известно, что в 1280-х годах русы также активно, под руководством Ногая хорошо прошлись по Польше и Венгрии. Это было так называемое третье нашествие татар на Польшу. Принудительными ли были для русов эти походы? Думаю, долю в добыче они имели неплохую.
Это было выгодно и самим князьям. Ведь еще до монголов западно-русские князья постоянно воевали то с Польшей, то с Венгрией, а бывало и сразу с обеими. А тут татары были как раз хорошими помощниками при решении территориальных споров.
Так, Галицко-Волынская летопись сообщает о причинах похода на Польшу в 1280-м году: «[Князь Лев] захотел себе части в земле Польской…Поехал к Ногаю окаянному проклятому. [Просить] помощи себе у него на Ляхов».
Еще раньше, в 1277-м году, Ногай позвал с собой на Литву галицко-волынские рати. Он якобы к ним обратился:
«Всегда [вы] мне жалуетесь на Литву. Вот вам дал рать. И воеводу с ними Мамишия… И так пошли князья Русции на Литву».
Алчность походов русов из галицко-волынских земель однозначна. Это подтверждается записью летописца перед походом 1277-го года, когда князья Мстислав, Владимир и Юрий советовались между собой, куда выгодней пойти:
«Если мы пойдем к Новгородку, то там уже татары ограбили все. Пойдем к девственному месту».
Совместные походы союзников продолжались и в следующем столетии. В 14-м веке было известно о 5 вспомогательных походах татар и галицко-волынских дружин на соседей.
Известно, как боярин Галича Детько просил помощи у татар против Казимира Польского в 1341-м году. По факту Галичину и Волынь татары, сколько могли, спасали от польской экспансии. Но в польской публицистической мысли имеется твердое убеждение, что, наоборот, поляки были истинными спасителями Галичины от Орды. Такая позиция связана с тем, что под татарами подразумевались русские. Казимир Третий еще назван Великим. Вероятно по причине того, что положил начало отторжению западных русских земель.
Между прочим, польский историк Ян Длугош как русов, так и монголов или татар называл заодно язычниками. То ли потому, что русы были данниками татар, то ли потому что татары были просто профессиональным войском, состоявшем в большинстве своем из тех же русов.
Очерки по теме: