Периодически консультирую знакомых по бизнесу и заметил одну особенность. Когда люди думают о том, какой бизнес запустить, они часто забывают о важном аспекте - масштабируемости.
С этой проблемой мы и будем сегодня разбираться, на примере кальянной (но эта же история перекладывается и на другие бизнесы, например фитнес-клубы, кофейни и т.д.). А в конце я дам примеры бизнесов, которые легко масштабируются.
Итак, представим, что вы решили открыть кальянную. Чтобы не рассчитывать детальную экономику, я провел некоторые опросы и исследования и собрал следующие данные:
Кальянная 1 - Ближайшее Подмосковье
- Стоимость открытия: 2,5 млн рублей (предоборудованное помещение)
- Продажи в день: 15 кальянов
- Чистая прибыль в месяц: 100 000 рублей
Кальянная 2 - Ближайшее Подмосковье
- Стоимость открытия: 7 млн рублей (потребовался ремонт)
- Продажи в день: 20 кальянов
- Чистая прибыль в месяц: 200 000 - 250 000 рублей
Кальянная 3 - Спальный район Москвы
- Стоимость открытия: 4,1 млн рублей
- Продажи в день: 20 кальянов
- Чистая прибыль в месяц: 200 000 - 250 000 рублей
Кальянные взяты как пример.
Я специально не брал данные по кальянным в центре Москвы, т.к. бюджет на открытие будет исчисляться десятками миллионов.
Средняя чистая прибыль кальянной
Итак, сколько в среднем кальянная приносит чистой прибыли? Если рассматривать приведенные примеры, средняя чистая прибыль составляет:
(100 000 + 225 000 + 225 000) / 3 = 183 333 рублей в месяц.
При такой чистой прибыли есть вопрос: а стоит ли заниматься бизнесом или в найме можно заработать больше?
Срок окупаемости бизнеса
Теперь давайте рассмотрим, как быстро вы окупите ваш бизнес. Срок окупаемости можно рассчитать, разделив стоимость открытия на среднюю чистую прибыль.
- Кальянная 1: 2 500 000 / 100 000 = 25 месяцев
- Кальянная 2: 7 000 000 / 225 000 ≈ 31 месяц
- Кальянная 3: 4 100 000 / 225 000 ≈ 18 месяцев
В расчете не берется, какая сумма на открытие была в виде заемных средств.
Варианты масштабирования
Какие варианты масштабирования у вас будут? Основной вариант - это открытие еще одной кальянной. Однако, для этого снова потребуются значительные вложения. Рассмотрим, сколько времени потребуется, чтобы накопить сумму в 3 000 000 рублей с чистой прибыли, которую дает уже открытая кальянная.
С учетом средней чистой прибыли в 183 333 рублей в месяц, чтобы накопить 3 000 000 рублей потребуется:
3 000 000 / 183 333 ≈ 16,4 месяца.
Здесь мы не учитываем, что вы будете брать из чистой прибыли деньги на жизнь
Второй вариант - это открытие франшизы, но это крайне сложная тема, которую очень сложно выстроить. Поэтому мы ее здесь опустим.
Промежуточный итог
Когда вы планируете открытие бизнеса, важно учитывать не только текущие затраты и прибыль, но и перспективы масштабируемости. В случае с кальянной, основной путь масштабирования - это открытие новых точек. Однако это требует значительных дополнительных инвестиций и времени на накопление необходимых средств из текущей прибыли.
Плюс ко всему, чтобы открыть вторую точку, необходимо в совершенстве отладить работу первой точки, чтобы она могла эффективно функционировать без вашего участия.
Примеры бизнесов, которые легко масштабируются
Онлайн-курсы и образовательные платформы
- Почему масштабируется: Разработка одного курса требует значительных усилий, но после его создания вы можете продавать его неограниченному количеству студентов без существенных дополнительных затрат.
- Пример: Если вы в чем-то эксперт, то можно попробовать создать обучающий курс на Stepik или GetCourse. А продвигать свой курс вы можете в соцсетях и через персональный блог в Telegram.
Подписные сервисы
- Почему масштабируется: Предложение услуг по подписке (например, SaaS, стриминговые сервисы, подписки на коробки с продуктами) позволяет привлекать большое количество пользователей с минимальными операционными затратами.
- Пример: Netflix, Spotify, Dropbox - компании, которые предлагают свои услуги миллионам подписчиков по всему миру. Понятно, что это гиганты и создать такой бизнес с наскока вряд ли получится, но можно попробовать создать приложение типа "Менеджера задач" с подписочной моделью.
Электронная коммерция (e-commerce)
- Почему масштабируется: Интернет-магазины могут обслуживать клиентов из разных регионов и стран без необходимости физического присутствия, что позволяет значительно расширять клиентскую базу.
- Пример: В принципе, любые интернет-магазины, классифайды и агрегаторы.
Напутствие
Думая о том, какой бизнес вы хотите запустить не забывайте о масштабируемости. Проводите базовые расчеты финансовой модели, выход на точки безубыточности и окупаемости.
А чтобы вдумчиво найти и выбрать свою нишу прочитайте эту статью.
Подписывайтесь на мой Телеграм, там контент, которого тут нет.