Найти в Дзене

Как научить ребенка с аутизмом отсчитывать предметы?

Иногда счетные песенки — это всё, что ребенок знает о числах. Впервые ребята знакомятся с концепцией счета, повторяя «1, 2, 3, 4, 5…» Проблема здесь в том, что иногда нашим ученикам трудно разорвать эту цепочку. Это механическое заучивание, а не понимание самого понятия. И если ребенка, который по инструкции «Посчитай/назови числа» уверенно перечисляет «1,2,3,4,5…», попросить, чтобы он (а) сосчитал (а) предметы или просто определил (а) число, то он (а) теряется и не может этого сделать.

💁🏻‍♀ Сегодня мы поговорим о навыке «Подсчет объектов», связанном со сферой развития «Математика». Он предназначен для учащихся, которые знают числа по очереди, но могут испытывать трудности со счетом до определенного числа (и остановкой).

Есть один суперуниверсальный способ формирования данного навыка, который очень прост. Вы можете использовать несколько предметов, имеющихся у вас в классе или дома (и очень важно использовать здесь самые разные предметы) и корзинку. Как и в любом другом случае, вам понадобится таблица сбора данных, карандаш и, конечно же, набор подкреплений для вашего ученика.

С чего начать: с тестирования навыка для того, чтобы понять, нужно ли вообще формировать этот навык (возможно, вам только кажется, что ребенок не умеет это делать, или вы не знаете, до какого числа он может считать). Положите перед ребенком 10 карандашей и попросите ученика дать вам 5 карандашей (можно начинать не с карандашей, а с другого подходящего счетного материала). Если ученик самостоятельно остановится на 5, это здорово! Проведите еще несколько попыток, чтобы увидеть, до какого числа он (а) сможет сосчитать. Если ваш ученик может успешно сосчитать любое количество предметов по вашему запросу, то навык и так сформирован. Но если он начинает считать каждый карандаш и продолжает считать, даже дальше пяти, то это показатель того, что вам нужно начать с небольших чисел и постепенно увеличивать их. Возможно, ученик вообще не начнет считать, то тут требуется совсем другая работа (сначала проверить знание чисел на поведение слушателя, визуальное восприятие и т. д.)

Итак, наш ребенок считает предметы, но не может остановиться вовремя.


Шаг 1: Выберите около 5 целей для работы на одну сессию. Одна цель — это определенное число, которое ваш ученик продолжает считать дальше, с двумя целями выше этого числа и двумя целями ниже (например, мы хотим научить отсчитывать 5 предметов, значит цель — отсчитывать от 3 до 7 предметов).

Шаг 2. Подготовьте лист данных и карандаш, а также корзину с предметами, которые ваш ученик сможет пересчитать (желательно приготовить на 2 больше предметов, чем самое большое целевое число; в рассматриваемом примере — это число 7, поэтому предметов приготовить нужно 9).

Шаг 3. Покажите ученику корзину с предметами и озвучьте просьбу, например: «Дай мне 5 …».

Шаг 4. Используйте вербальную подсказку (у нас безошибочное обучение!): как только ученик начнет считать, считайте вслух вместе с ним. Похвалите! Запишите в чек лист, что оказана полная подсказка.

Шаг 5. После трех подходов с полной подсказкой, переходите к частичной подсказке: начинайте считать с ребенком и давайте ему самому продолжить. Если он (а) сделал всё правильно, похвалите (подкрепите жетоном), запишите в чек-лист, что оказана частичная подсказка. Продолжайте сессию (идите на шаг 6). Если он (а) допускает ошибку и продолжает считать больше, то время провести процедуру коррекции ошибки.

ПКО: Пересчитайте вместе и скажите: «Давай попробуем еще раз. Дай мне…». И вместе с ребенком посчитать верное количество. После этого повторите тот же запрос. Если он (а) досчитает до цели, подождите 3 секунды, чтобы убедиться, не продолжит ли он (а) считать. Похвалите, но жетон не давайте. В чек-лист поставьте пометку, что ребенок ошибся.

Шаг 6. Продолжайте оказывать частичную подсказку еще три предъявления других целевых чисел. Если три раза подряд ребенок ошибся, то завершите сессию. Если три раза подряд ребенок справился с частичной подсказкой, уберите подсказки и продолжите сессию.

☝🏻 Тренируйте навык до установленного критерия достижения успешности. Помните о сборе данных! Проводить до трех испытаний на каждую цель в день. Удачного обучения!

Хотите научиться формировать различные навыки не только в индивидуальном, но и групповом форматах? Так почему вы еще не записаны на курсы Института прикладного анализа поведения? Переходите по ссылке
https://iaba.ru/kalendar/, выбирайте подходящий вам курс и оставляйте заявку!

#ИПАП #аутизмсчет #аутизмнавыки #аутизмматематика#особыедети #аутизмобучение #аватерапия #прикладнойанализповедения

-2