О парке на месте кладбища, о том, как зимой жгли костры и сажали деревья, мытье коридора по графику и долгой дружбе, зародившейся в коммуналке рассказывают читатели "Московских историй".
За заборчик ходить не разрешали
Liubov Vasilyeva
Я жила в Марьиной роще, в хрущевской пятиэтажке, с 1974 по 1986 год. На первом этаже у нас была библиотека. Напротив стояли двухэтажные деревянные дома из прошлого века. Вроде бы там было печное отопление и вода из колонки.
Улицы Советской Армии еще не существовало. На ее месте был какой-то заросший, застроенный старыми домами переулок (2-й Лазаревский). Фестивальный парк раньше был Лазаревским кладбищем. Даже когда из него сделали парк, за небольшими заборчиками оставались старые могилы, и за забор местные работники не разрешали заходить.
Лазаревское кладбище официально перестало существовать в 1936 году. В 1965 году был построен Музей Вооружённых Сил, и проезжая часть 2-го Лазаревского переулка существенно расширили. В 1976 году его переименовали в улицу Советской Армии. На большей части его территории был разбит парк. В 1985 году парк реконструировали и назвали «Фестивальным».
Потом, к Олимпиаде-80, всё старое быстро снесли, сажали деревья зимой - жгли костры, чтобы оттаять землю, и сажали. И сделали очень хороший бульвар.
Дом, стоявший со времен Наполеона, сначала отремонтировали, а потом снесли
Ирина М.
Мы жили в коммуналке в 3-м Смоленском переулке, д.1/5. В детстве я под руководством бабушки выучила свой адрес наизусть - вдруг заблужусь.
Я прожила там до 5 класса, а вот мои мама и бабушка - 50 лет! Все, как положено, в классических старых коммуналках. На узкой кухне столы и газовые конфорки поделены, один кран с холодной водой. Длинный коридор и места общего пользования мыли по графику дежурств. На входной двери - список фамилий и сколько раз кому звонить. Соседи были колоритные, бывали и драки, и склоки.
Дом стоял, как говорили, с наполеоновских времен. В 90-е его капитально отремонтировали, после чего сломали. На его месте построили очень похожее здание.
Дровяные сараи с арочными входами
Моя семья, начиная с прабабки со стороны отца и бабушки со стороны мамы, жила в Столешниковом переулке, 6, - это следующий дом после Церкви Косьмы и Домиана в Шубине. Дом с огромной историей - постройки 1760 года.
Усадьба Кожиных в Столешниковом переулке принадлежала в XVII веке князьям Жировым-Засекиным. В 1750-х годах владельцем усадьбы стал капитан-поручик О. И. Кожин. В 1830-х годах в усадьбе был известный в Москве литературный салон, который посещали многие известные личности.
Был замечен там и Гоголь. Сергей Аксаков встречавший на этих вечерах Николая Васильевича, описывал его так: «…Наружный вид Гоголя был тогда (в 1832-35 гг.) совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое». В 1873 году флигели были надстроены и расширены. Кожины здесь уже не жили, а сдавали дом под разные нужды города. В главном доме располагалась гостиница «Германия».
Флигель, в котором была наша коммуналка, находится на заднем дворе. Скорей всего, эти флигели раньше были предназначены для подсобных и хозяйственных нужд. Помню на этом дворе дровяные сараи с арочными входами.
Колорит коммунальной квартиры ни с чем не сравним. В нашей коммуналке он тоже присутствовал. Квартира была небольшой - всего шесть комнат. Из одной впоследствии, когда одни соседи получили квартиру и съехали, сделали вторую кухню. Комната была 8 квадратных метров, жили в ней впятером - две девочки, родители и бабушка. С девочками этими мы дружим до сих пор. Недавно отметили 90-летие их мамы. Еще в одной из комнат жил дедушка Сидулин, который работал половым в ресторане "Яр". Замков в комнатах ни у кого не было.
Когда мои подружки съехали, я осталось единственным ребенком в квартире, а три соседки, все коренные москвички, были одинокими и бездетными. Так что я стала внучкой всей коммуналки.
Еще про эти места: