Как то совпало, что одновременно начала перечитывать книгу "Нацизм и культура" и вспоминать одного персонажа из того же времени. Правда, имени то его и не помню. Надо же так... Но и без имени сойдет поди. Тут главное принцип.
Итак, времена третьего рейха. Достаточно много христиан купились на гитлеровскую пропаганду. Было это не без основания предварительного, конечно. Так почитаемый протестантами Мартин Лютер был тем еще антисемитом. Недаром его высказывания о евреях заучивали в нацистских школах. Что то типа
Нет у тебя врага страшнее, чем еврей желающий быть евреем.
Ну как то так. По памяти. Причем он же вначале имел иллюзию, что стоит Германии отринуть католицизм, то сразу немецкие евреи (ну хотя бы они) тут же ломанутся в церковь. Ага. Счас. Побежали, расшибая лбы при этом.
Время шло и некоторые из тех, кто вначале приветствовал Гитлера пришли в себя и закончили свою жизнь по тюрьмам и лагерям. Тот же Дитрих Бонхоффер, к примеру.
Но опять же не все.
Так вот к нашему герою, имя которого запамятовала. Этот человек был автором многотомного "Богословский словарь Нового Завета". Он включал в себя 10 томов!!! При том мы же знаем что компьютеров тогда не было.
Какие же невероятные усилия должен был приложить этот пастор, чтобы создать такое. Говорят, что его труд до сих пор не просто стоит на полках серьезных богословов, но и активно используется ими. Он же издал некое критическое издание Ветхого Завета, чем внес серьезный вклад в библиистику.
Хотелось бы написать, что этот лютеранский пастор вступил в борьбу с нацизмом. Но нет. Категорично нет. Его нельзя даже поставить в один ряд с Мартином Хайдеггером. Выдающийся немецкий философ, который во время нацизма возглавил Берлинский университет. Так сказать, стал его фюрером.
Нет. Этот пастор... в памяти всплывает, что то типа Киттеля... был активным сторонником, сподвижником Гитлера и ярым антисемитом. Член НСДАП с 1933 года. Такой вот трудолюбивый, образованный человек, владеющий библейскими языками, внес свою немалую лепту в тот ужас, что захватил Европу.
Еще до принятия т.н. Нюнбергских законов, Киттель выступил за лишение гражданства немецких евреев, запрет заниматься им медициной, преподавать, вступать в брак с неевреями, прежде всего конечно немцами и так далее и тому подобное.
Как такое может быть? Наверное это риторический вопрос. Видимо это тот самый случай, когда знание, глубокое исследование Слова Божьего и нравственность не коррелируются друг с другом. Можно цитировать библейские книги главами наизусть и быть тем еще ... далее идет неприемлемая здесь обценная лексика :(
При чем тут книга, которую я начала перечитывать? В первой главе (это что то типа хрестоматии) приводится цитата Алоизоивича.:
Эта цитата и напомнила мне нашего героя.
Меня иногда называют "наивной чукотской девочкой" в том смысле, что действительно я наивный человек. Думаю, что чем больше человек погружается в Священное Писание, то тем лучше он становится. Хотя я человек книжный, но рядом не просто не стояла с этим Киттелем, но и по одной улице не ходила. Конечно, в смысле знаний он велик, но...