В этом году исполняется 10 лет, как я решила связать свою жизнь с работой с детьми. В 2014 году я окончила школу с красным аттестатом (это важно, потом поймёте почему) и подала документы в педагогический.
Тогда мне казалось, что педагогический вуз – это место, где мне расскажут тайны и тонкости взаимодействия с детьми: что делать нужно, а чего нельзя, как учить можно, а как не стоит и т.д. Мне так были нужны эти ответы. Ведь я понимала, что точно можно иначе, не так как было в моём детстве.
Я отучилась 4 года на бакалавриате, а потом ещё 2 года в магистратуре. И вроде бы всё делала ПРАВИЛЬНО: на руках было ещё два красных диплома и магистерская диссертация. Только ответов на мои вопросы так и не было.
По итогу шестилетнего обучения у меня было представление о педагогике разных веков и направлений (порой противоречащих друг другу), я могла выстраивать интересные уроки с опорой на проверенные методики, понимала групповую динамику в коллективе детей разных возрастов и т.д.
Но что из этого многообразия «единственно верное» – в свои тогда 24 так и не поняла.
Тогда два года назад, в 2022 году, я решила получить второе, уже психологическое, образование. «Ну, там-то мне точно расскажут, как правильно воспитывать детей», – надеялась я.
Наверное, пытливый читатель уже догадался, что мои надежды разбились о суровую реальность.
Нет никакого единственное верного и универсального воспитания.
Для меня – человека-отличника – это очень сложно. Я боюсь ошибок, хочу гарантий и инструкций. Но их нет. И это та данность, с которой я учусь жить.
Если нет единственно верного воспитания, зачем же тогда вся эта психология и педагогика?
Этот вопрос я задавала себе раз за разом. И вот к каким мыслям я пришла.
Да, изучение педагогики и психологии не дало мне однозначных ответов и единственного пути. Но оно дало мне возможность выбирать способ взаимодействия с детьми и прогнозировать последствия этого взаимодействия.
Я знаю особенности каждого возрастного этапа ребёнка, понимаю, что ребёнок уже может делать, а до чего физически и психически не созрел, какие навыки необходимы детям в разном возрасте, какие могут быть причины того или иного поведения и какие возможные последствия моего действия или бездействия и т.п.
И, казалось бы, это довольно точная информация: в таком-то возрасте то-то и то-то, ребёнок может делать вот это, а вот это пока не может, навыки нужны вот эти, причины такие, а последствия вот такие. Это всё можно записать в таблички, написать инструкцию по детям – и тадам – вы прекрасный родитель!
Дело в том, что родительские сложности начинаются не в теории, а на практике.
На практике мы имеем уникальных родителей и уникальных детей. Каждый из них со своим темпераментом, характером, особенностями здоровья, интересами, возможностями и т.д. В разных семьях разные традиции, ценности, финансы, уровень образования и т.д.
И вот это всё уже в одну инструкцию не запихнёшь – слишком много переменных.
Опыт работы с семьями показывает, насколько по-разному родители подходят к воспитанию. И понятие «нормальное» воспитание (именно нормальное, не идеальное, не правильное) способно вмещать в себя очень широкий спектр детско-родительских отношений.
- Одни родители очень творческие и способны придумывать креативные идеи воспитания. Нормально ли это? Да. Обязательно ли всем родителям быть такими – вовсе нет.
- Другие родители выстаивают воспитание с опорой на нейропсихологические исследования и возможности своего ребёнка. Нормально ли это? Да. Обязательно ли всем родителям бежать за учебниками по нейропсихологии и проходить консультации у специалистов – вовсе нет.
- Кто-то из родителей делает упор на развитие читательского интереса и многие этапы воспитания проводит через чтение и анализ прочитанного. Нормально ли это? Да. Нужно ли теперь всем родителям обзавестись домашней библиотекой – вовсе нет.
Граней нормальности воспитания очень много. И каждый может выбрать то, что подойдёт именно его семье.
Если бы мне предложили придумать метафору воспитания, я бы выбрала метафору путешествия на велосипеде по лесной тропинке
Заезжая в лес на велосипеде, мы не знаем, куда повернёт дорога. Но мы точно понимаем, что, чтобы ехать, нам нужно постоянно крутить педали, держать равновесие и подруливать. Также мы знаем, что конкретная тропинка может никуда не привести или привести не туда, тогда придётся вернуться и найти другой путь.
Так часто и с воспитанием. Родителям приходится постоянно «подруливать», так как с каждым годом ребёнок меняется и меняется способ взаимодействия с ним. Родители, опираясь на свои знания и опыт, пытаются «ориентироваться на местности», но иногда это приводит в тупик, тогда нужно вернуться, выбрать другой способ решения проблемы или попросить помощи. И, конечно, воспитание – это поиск баланса. Баланса между запретами и свободой, между автоматическими действиями и новыми реакциями, между желаниями ребёнка и своими собственными интересами и т.д.
Воспитание – это путь. И у каждого родителя этот путь уникальный.
Но если путь уникальный, зачем тогда нужны педагоги, психологи и прочие специалисты?
На мой взгляд, они нужны именно в моменты трудностей. Для поиска новых ориентиров и дорог.
Если мы вернёмся к метафоре леса, то специалист, к которому обратился родитель, не знает именно этот конкретный лес с его уникальными дорожками. Но он знает, на что обращать внимание по дороге: как объехать сложный этап тропы без травм и повреждений, как искать путь по звёздам и мху, как починить велосипед, если что-то всё-таки пошло не так и т.д.
Переводя с метафорического языка: специалист не знает, какое воспитание для этой семьи верное и правильное (он даже не мыслит такими категориями), он помогает родителю увидеть взаимосвязи проблемы и причины, найти возможные варианты решения (их часто несколько). И помочь он может только тем, кому эта помощь нужна.
Восемь лет учёбы на педагога и психолога стали самым большим подарком жизни и самым большим разочарованием. Все эти годы я надеялась найти идеальную инструкцию к детям и их воспитанию. Но увы и ах! Кажется, что отсутствие альтернатив возможно тогда, когда ты обладаешь малым количеством знаний и опыта, которые направляют тебя только по одному пути. Когда же ты видишь широкий спектр нормальности, вместо одной дороги перед глазами расстилаются множество тропинок.
Наличие выбора – это проклятье и награда одновременно. Когда у человека есть выбор, появляется страх ошибки и возрастает тревога. Когда у человека есть выбор, он несёт ответственность за его последствия. Когда у человека есть выбор, он начинает думать и анализировать, а не действовать на автомате.
Обучение на педагога и психолога разбило мои ожидания об идеальном и правильном родительстве, но показало спектр нормального родительства. Поэтому когда в комментариях пишут, что хотелось бы универсальных шагов, которые точно помогут – я понимаю это желание. Но реализовать его не могу. К сожалению, воспитывать детей – это не собирать мебель по инструкции. Воспитание – это уникальный путь, где каждый родитель выбирает свои тропинки, а специалист может помочь в решении конкретной трудности по дороге, но не может выбрать за родителя саму дорогу.
А какое было ваше самое большое разочарование в профессии? И какое самое большое разочарование в воспитании детей?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Уважаемые читатели, ещё раз напомню о правилах комментирования статьи. Ваши истории, вопросы и описание чувств приветствуются, оскорбления, призывы к насилию, постановка диагнозов и пр. отправляются в бан. Надеюсь на понимание и адекватную реакцию.
Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com