В Госдуме 23 мая 2024 г. прошло заседание экспертного совета комитета по бюджету и налогам, на котором обсуждались основные принципы новой шкалы НДФЛ. Приоритетом для поправок Налогового кодекса была обозначена забота о семьях с детьми и малообеспеченных гражданах. О конкретных параметрах налогообложения доходов пока ничего не известно - идет проработка прогрессивной шкалы НДФЛ, но было заявлено, что доходы от дивидендов под увеличенный налог подпадать не будут (то есть, они будут облагаться по ставке 13% как и сейчас).
Хотя министр финансов Антон Силуанов в Госдуме подчеркнул, что предложения о прогрессии не должны затронуть большинство граждан – изменения будут направлены только на тех, у кого высокие доходы.
Также он добавил, что для налогоплательщиков, которые готовы начать работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса, будет предусматриваться амнистия.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров тоже отметил, что налоговая система должна быть справедливой, сбалансированной, стабильной, отвечающей интересам общества и экономики.
По рекомендации комитета по бюджету Госдумы, нижний порог прогрессивной шкалы НДФЛ должен быть установлен на уровне не ниже двукратной среднемесячной номинальной заработной платы по России (73 709 руб). Это означает, что повышенная налоговая ставка начнет применяться после превышения годового дохода планки примерно в 1,8 млн руб.
Сегодня, 28 мая, Минфин внёс в Госдуму свой проект налоговых изменений, в котором из 64 миллионов работающих граждан РФ прогрессивное налогообложение затронет только 2 млн человек (с доходом свыше 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. рублей в месяц). Это, по данным 2023 года составляет всего 3,2% работающего населения страны.
Проект Минфина предусматривает следующую прогрессивную шкалу по НДФЛ:
▪ для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей — 15%;
▪ для доходов от 5 млн до 20 млн рублей — 18%;
▪ для доходов от 20 млн до 50 млн рублей — 20%
▪ и для доходов свыше 50 млн рублей — 22%.
Необходимые налоговые меры
Введение прогрессивной шкалы налогообложения, при которой богатые люди будут платить больше 13%, бедные - меньше 13% или совсем освобождаться от налога, а средний класс - платить по-старому (13%), является реакцией на запрос населения на справедливое налогообложение, который озвучил президент РФ. Однако, как она будет реализована на практике и какие ставки налога будут зафиксированы в Налоговом кодексе, пока не известно.
Пропорции налогообложения, конечно, должны быть пересмотрены, однако граждан с высоким уровнем доходов одновременно необходимо мотивировать в инвестировании и сохранении денег в производственной сфере. Что можно было бы сделать, введя параллельно с НДФЛ новые льготы по налогу на прибыль для инвестиций в реальный сектор экономики.
Но даже повысив существенно ставку налога на доходы физических лиц, государство заинтересует сверхбогатых налогоплательщиков оставлять деньги в бизнесе. Для этого надо всего лишь повысить налоговую ставку для больших сумм дивидендов, причем так, чтобы она превышала ставку налога на прибыль (сейчас - 20%, но ожидается повышение до 25%).
В тоже время, на заседании практически не рассматривался задекларированный вопрос о снижении налоговой ставки или введении налоговых льгот для многодетных семей. Так, существующий уже много лет налоговый вычет на детей составляет жалкие 1400 руб., а на третьего и следующего ребенка - 3000 руб., что соответственно уменьшает налог родителя всего лишь на 182 руб. в месяц на ребенка при наличии одного или двух детей в семье, и на 390 руб. на ребенка - если детей трое или больше.
Эту смешную по размеру налоговую льготу необходимо было увеличить уже давно в несколько раз, тем более, если государство стремится оказывать помощь семьям с детьми. В год семьи сделать это - самое время.
Несмотря на это, будем надеяться, что в результате предстоящей налоговой реформы будет все-таки обеспечена справедливая система налогообложения для основной части населения, снижены налоги для малообеспеченных и увеличены налоги с высоких доходов.
Бухгалтерская компания "Правильный расчет"