Скажу сразу, мой сын не кусался. Кусал только себя.
Но было много всего другого, что можно отнести к детской агрессии: он бил ладошкой по губам, тыкал в спину пальцами, дёргал за руки, очень больно щипался, плевался.
А ведь это всё звенья одной цепи. Проявления каких-то негативных эмоций из-за того, что нет возможности выразить их словами.
И это я сейчас рассказываю о ребёнке, у которого изначально была речь. По большей части состоящая из эхолалий.
А представьте теперь того, кто совсем не владеет речью и не знает, как по-другому высказать свои чувства. Этому нужно учить.
Не криком и не ремнём. Подобное воспитание не приведёт ни к чему хорошему.
Так что нужно делать?
Во-первых, разобраться в причинах. Мой сын, например, очень не любил, когда мы с ним шли по улице, встречали знакомых, и я останавливалась побеседовать. Минуты две он ещё мог подождать, а дальше уже начинал нервничать: тянуть меня за руку, наступать на ноги. Если это не помогало, тыкал пальцем в спину, пытался ущипнуть.
Мне кажется, он тем самым хотел обратить на себя внимание, сказать: "Вот он я. Ты про меня забыла. Мы с тобой шли гулять на площадку, а ты стоишь непонятно с кем и ведёшь скучные разговоры."
Почему я так думаю? А потому что позднее он именно так и говорил: "Вот он я. Я здесь." И спрашивал, вижу ли я его. И я отвечала, что вижу. Но это было уже потом, когда Серафим научился ждать.
Но самой главной причиной агрессии всегда был был страх, потеря контроля над ситуацией или голод.
Да-да. Голодный ребёнок с аутизмом - это мелкая фурия, которая вырывается и кричит, кусается (в нашем случае - щиплется и пинается) и валяется по полам.
Казалось бы, всё так просто, сказал: "Я хочу есть", и тебя накормят. Но нет. Сын ничего не говорил.
Почему? Потому что он сам не понимал свои чувства и не мог выразить их словами.
Итак, с основными причинами мы разобрались. Пришли к выводу, что негативное поведение может вызвать:
- Сильный испуг. Мы же с вами знаем, как дети с аутизмом реагируют на громкие звуки, на яркий свет, изменения привычной обстановки.
- Страх потери контроля над ситуацией. Как в случае со знакомыми. Непонятно, сколько ещё ждать, и вообще, непонятно "она ещё помнит, что я здесь и куда мы шли."
Но есть ведь ещё причины:
- Физическое недомогания, например, головная или зубная боль.
- Желание привлечь внимание и пообщаться.
Ох уж это привлечение внимания. Оно до сих пор аукается. Не далее как на прошлой неделе подходила ко мне мама одной девушки, говорила, что Серафим ткнул её дочь пальцем в плечо. И получился синяк.
Давно такого не было. Вот вам и здравствуйте. Очень серьёзно поговорила с сыном. Надеюсь, что понял.
Теперь о том, как бороться агрессией детей с аутизмом.
Ну во-первых, нужно постараться развить речь. Когда она появится, проблем станет намного меньше. Если это невозможно, на помощь могут прийти карточки пекс, социальные истории, с помощью которых ребёнок сможет сообщить о своих желаниях и чувствах.
Ну и конечно же, аба-терапия. "Дрессура" в данном случае просто необходима.
Если уже всё попробовали, и результатов ноль, то придётся подключать фарму. Так как проблема глубже, чем кажется на первый взгляд.
И запасаться терпением. Процесс воспитания любого ребёнка сложен, а тут потребуются колоссальные усилия. Придётся на собственном примере показывать, как реагировать на те или иные ситуации, как держать себя в руках, не проявляя агрессии по отношению к другим людям и к себе.
Любой ребёнок рано или поздно начинает копировать поведение значимых взрослых, даже ребёнок с РАС. Поэтому - никакой ответной агрессии в его сторону, учимся объяснять свои чувства, проговаривать всё, что расстраивает.
Психологи так же советуют обращать на ребёнка внимание не тогда, когда он кусается или пинается, а в те минуты, когда он себя хорошо ведёт, хвалить поощрять, чтобы не закрепить негативное поведение.
Это, кстати, отлично работает. Я не раз проверяла.
А ваши дети кусались, проявляли агрессию по отношению к вам или другим людям? Разобрались в причинах? Как справлялись?