Привет, уважаемая публика!
На прошлой неделе установил личный рекорд по суточному пробегу на нашем электромобиле Nissan Leaf. Когда вернулся домой, бортовой компьютер показал следующее:
Что видно на этом кадре? На самом деле, многое:
- во-первых, итоговый пробег за день - 820 км.
- во-вторых, средний расход - 13,3 кВтч/100 км
- в-третьих, время возвращения: 3 часа ночи
- наконец, температуру - 14 градусов
Про всё это я ещё расскажу, а сегодня хочу уделить внимание зарядной инфраструктуре: можно ли уже путешествовать на электромобиле по России?
Количество зарядных станций
По делам личной важности ездил из Казани в Башкирию, в небольшой городок Туймазы. В одну сторону - грубо говоря, 400 км. Поскольку дела были непосредственно связаны с Лифом, решил на нём и поехать, о чём потом пожалел.
На самом деле, этот маршрут обеспечен зарядной инфраструктурой почти идеально! Как бы странно для поклонников авто с ДВС это ни звучало . :-) Причём, это не крупные федеральные дороги типа М7 или М12, это узкие региональные дорожки.
Вот смотрите, по всей протяжённости маршрута от Казани до Туймазов непосредственно на трассах размещены 8 (восемь) быстрых зарядных станций. Неплохо для дороги длиной в 400 км, не правда ли?
Подчеркну, что это те станции, для заезда на которые не требуется отклоняться от намеченного курса. При этом станции распределены на протяжении всего маршрута более или менее равномерно.
Вот по направлению из Казани в Туймазы:
- 2 быстрых станции в селе Сокуры, на АЗС "Ирбис" - 39-ый км от моей точки выезда
- 2 быстрых станции сразу после моста через Каму, у мотеля/кафе "Курлянка" - 97-й км
- быстрая станция в посёлке Алексеевское (на перекрёстке с автодорогой в Билярск) - 102-й км
- быстрая станция в селе Кузайкино в Альметьевском районе, на АЗС "Татнефть" - 222-й км
- 2 быстрых станции на перекрёстке автодорог Р-239 и М-5 (Бавлинский район Татарстана), на АЗС "Татнефть" - 351-ый км
Максимальное расстояние между зарядками - 130 км.
Ещё раз подчеркну: я указал только те станции, которые расположены непосредственно на трассах по маршруту. Для заезда на них не нужно съезжать с трассы, наматывать круги, толкаться в пробках или стоять на светофорах в городах и посёлках.
А вот как распределены станции на трассе по направлению из Туймазов в Казань, всего их шесть:
- 2 быстрых станции на перекрёстке автодорог Р-239 и М-5 (Бавлинский район Татарстана), на АЗС "Татнефть" - 44-ый км от точки моего выезда в обратный путь
- быстрая станция на объездном тракте Альметьевска, на АЗС "Татнефть" - 144-ый км
- быстрая станция в селе Азеево (Новошешминский район) - 223-ий км
- быстрая станция на объездной Чистополя, на АЗС "Татнефть" - 257-й км
- быстрая станция в посёлке Алексеевское (на перекрёстке с автодорогой в Билярск) - 292-й км
Максимальное расстояние между зарядками - 110 км.
С учётом того, что реальный запас хода в такую погоду на нашем Nissan Leaf при движении по трассе на скоростях 90-100 км/ч составляет от 170 до 200 км., отклоняться от маршрута для поиска каких-то дополнительных зарядных станций мне не потребовалось бы.
Но даже если что-то пойдёт не так, ещё 15 станций расположены не на трассе, а в городах по маршруту следования:
- одна быстрая зарядная станция в Чистополе,
- 8 (восемь!) быстрых станций в Альметьевске,
- 2 быстрых станции в Бугульме,
- 3 быстрых станции в городе Октябрьский,
- одна быстрая станция в городе Туймазы.
Ну и медленные зарядные станции по пути также имеются - так сказать, на самый крайний случай. Впрочем, двумя медленными зарядками я всё-таки воспользовался - ниже расскажу, почему.
Работоспособность станций - не теория, но практика
Как часто бывает в нашей стране, на бумаге всё выглядит прекрасно, а что же в реальности? Сейчас расскажу...
Перед выездом мне следовало определиться со стратегией - выбрать одно из двух:
- либо ехать на одном заряде максимально далеко и делать минимум зарядок по количеству, но для каждой из них при этом стоило бы уделять достаточно много времени, (более часа),
- либо заряжаться на всех подряд станциях, но понемногу, не растрачивая на каждую зарядку более 15 минут.
По пути из Казани в Туймазы я выбрал вторую стратегию, а вот по пути обратно - первую.
Что с работоспособностью станций?
На самом деле, всё не так плохо, как могло бы быть. Из восьми станций, на которых я заряжался, только на двух не смог запустить быструю зарядку:
- в пос. Алексеевское быстрая зарядка через Chademo закончилась, не начавшись. Это было ожидаемо, станция с характером. О таком сценарии развития событий я думал заранее, поэтому подключился через розетку Type2 (медленный разъём). Уровень заряда батареи в этот момент у меня был высокий, около 90%, поэтому в скорости зарядки я ничего не потерял. И вообще, остановился у этой станции только для того, чтобы посетить Воскресенский собор, до которого - 5 минут пешком.
- на объездной Чистополя, (на АЗС "Татнефть"), на обратном пути быстрая зарядка тоже не пошла. Пробовал 3 раза, перезагружал станцию - бесполезно. Станция, которую я когда-то называл лучшей, с течением времени испортилась. Возможно, повлияло то, что её регулярно сносят фуры, предпочитающие разворачиваться в этом месте... О возможных проблемах на этой станции я также предполагал, поэтому держал в голове запасной вариант в виде заезда в город Чистополь, что по факту и сделал.
Во всех остальных случаях: в Сокурах, у мотеля "Курлянка", в Альметьевске, в Туймазах и в Чистополе зарядные сессии стартовали с первой попытки, и каких-либо проблем я не испытывал.
Занятость зарядных станций другими электромобилями
В условиях, когда зарядных станций на вашем маршруте не какое-то несчётное количество, важный момент, который стоит учитывать - это занятость зарядных станций другими электромобилями, а также блокирование подъезда к станции машинами с ДВС.
Начну с последнего. К счастью, в этой поездке ни разу не столкнулся с тем, что невозможно было подъехать к зарядной станции. Даже на чистопольской объездной глубокой ночью подъезд к станции оставили свободным, хотя вокруг всё было забито ночующими фурами. В самом Чистополе в полночь также подъехал к станции, расположенной на парковке здания местных электрических сетей, шлагбаум оказался открытым.
Что касается занятости другими электромобилями - да, было такое. В Альметьевске заряжался таксист на "Эволюте". Делал он это через разъём CCS Combo II, но та станция, к сожалению, не умеет заряжать две машины по быстрому одновременно. А вот через розетку Type2 вторую машину заряжать может, чем я и воспользовался, пока обедал в кафе в здании АЗС.
Во всех остальных случаях никаких других электромобилей на тех станциях, где я заряжался, не было. Отмечу, что моя поездка проходила в субботний день, в конце мая 2024 года.
Тарифы на зарядку
На шести станциях (Сокуры, "Курлянка", Алексеевское, Альметьевск - у гипермаркета "Лента", Туймазы и Чистополь) был один и тот же тариф - 17 руб/кВтч. Пять станций из шести - от оператора "ЭЗС СК", а та, которая в Туймазах - от оператора "NSP".
А вот станция на въезде в Альметьевск на АЗС "Татнефть" оказалась бесплатной. Собственно, потому я на неё и заехал аж два раза: по пути туда и по пути обратно. Мощность зарядки, правда, оставляла желать лучшего - всего 20 кВт через разъём Chademo. Но, как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят. У таксиста через разъём CCS была такая же мощность, кстати.
На ДВС дешевле?
Сейчас посчитал: всего на платные зарядки я потратил 1164 руб.
Прибавим сюда домашнюю зарядку перед выездом по тарифу 4,68 руб/кВтч (187 руб.) и получим 1351 руб. затрат на топливо для поездки длиной 820 км. (на самом деле, в батарее на момент возвращения оставалось 10% заряда, но давайте закроем на это глаза).
А сколько бы потратил на бензин, если бы поехал на авто с ДВС? Для примера рассмотрим Hyundai Elantra с двухлитровым двигателем и шестиступенчатой АКПП. Такая машина у нас была до Лифа. Она имеет сопоставимые габариты, такой же привод (передний), такую же мощность двигателя (150 л.с.), и без проблем ездит на 92-м бензине.
Средний расход на трассе в летний период на Элантре был около 7 литров на 100 км. 92-й бензин у нас сейчас стоит +/- 49,50 руб. за литр. На 820 км пути потребовалось бы 57 литров топлива. Умножаем 57 литров на 49,50 руб. и получаем 2 822 руб.
Таким образом, расходы на 92-й бензин - в 2 раза выше, чем расходы на электричество
В комментариях скажут, что нужно было ехать на дизельной BMW 3-й серии, которая потребляет всего 4 литра топлива на 100 км пути. ОК, давайте посчитаем расходы на дизель.
Литр дизеля у нас сейчас продают за +/- 59,60 руб. На 820 км потребовалось бы 33 литра дизеля. Умножаем 33 литра на 59,60 руб. и получаем 1 967 руб.
Таким образом, расходы на дизельное топливо - в 1,5 раза выше, чем расходы на электричество
На это в комментариях обязательно напишут, что нужно было ехать на автомобиле VAG-группы с двигателем TSI и коробкой передач DGG. ОК, давайте посчитаем расходы на 100-ый бензин.
Не знаю точные цифры расхода VW Golf с двигателем 1,4 на трассе, но предположу, что это порядка 5 литров при спокойной езде. Литр 100-го бензина у нас сейчас продают за +/- 69 руб. На 820 км потребовался бы 41 литр топлива. Умножаем 41 литр на 69 руб. и получаем 2 829 руб.
Таким образом, расходы на 100-й бензин - в 2 раза выше, чем расходы на электричество
А на каршеринге?
Но в нашей семье Nissan Leaf - единственный автомобиль, поэтому все эти расчёты - чистая теория. (Вашу практику жду в комментариях).
А сколько бы мне стоила аналогичная поездка на каршеринге?
"Яндекс Драйв" так далеко ездить на своих машинах не позволяет, а вот "Делимобиль" - разрешает. Сейчас посмотрел в приложении: если взять Nissan Qashqai на сутки с лимитом пробега 800 км, то мне такое удовольствие обошлось бы со всеми личными скидками в сумму 14 840 руб.
Вообще, очень интересная поездка получилась. Дала полезный опыт и навела на определенные мысли, которыми я поделюсь в следующий раз. Жду ваших комментариев и с радостью отвечу на вопросы.
P. S. Мой ответ на вопрос в заголовке: Да, путешествовать на электромобиле по России можно! Но с нюансами...
-------