Триединый мозг – это модель эволюции переднего мозга позвоночных, которая была создана в 60-х годах прошлого века американским нейрофизиологом Полом Маклином.
Согласно этой модели, триединый мозг состоит из комплекса «трёх видов мозга»:
· Рептилий мозг (базальные ганглии) – с нами уже более 100 млн. лет;
· Кортекс (лимбическая система) – с нами около 50 млн. лет;
· Неокортекс (кора головного мозга) – с нами уже около 1,5 - 2,5 млн. лет.
Все эти три мозга «независимо сознающие» – что-то типа матрешки, части которой «надеты» друг на друга. Они, вроде бы, находятся вместе, но в то же время обособлены друг от друга.
Самая маленькая и плотная матрешка – примитивный мозг рептилии, средняя – более развитый мозг млекопитающего, верхняя – неокортекс, который есть у человека (а еще в меньшей степени у дельфинов и некоторых приматов).
А теперь поподробнее:
Рептилий мозг – наше бессознательное. Это наши инстинкты и рефлексы. Самая примитивная часть человеческого мозга, которая в опасных ситуациях формирует самые простейшие базовые реакции типа «бей, беги, замри, сложись». Включает и выключает активность в ответ на голод, удовольствие и другие примитивные стимулы. Ответственен за наши импульсивные желания.
Для нашей рептилии самое главное это пожрать, поспать и потрахаться – и она же отвечает за наши страхи, за все внутренние сопротивления, прокрастинацию и отмазки перед самим собой, когда нам необходимо приступить к новому делу, в котором нам хочется развиться, но которое на бессознательном уровне нас страшит, как и всё неизвестное. А где страх – там всегда вторичные выгоды, причины, чтобы не бороться с ним, а продолжать с ним жить.
«Лучше с привычной петлей на шее, чем в непривычной лучшей жизни».
Но даже несмотря на это, не стоит записывать рептилий мозг "в чуханы" – без него мы бы не дожили до развития кортекса, а тем более неокортекса, ведь основной задачей рептильего мозга всегда было, есть и будет – спасти нас от смерти. Он – это именно то, что позволило нам дожить до новых ступеней эволюции.
Кортекс aka Мозг млекопитающего aka лимбический мозг – наше подсознание. Если уж совсем упросить, то кортекс – это более развитый рептилий мозг, у которого в ходе эволюции возросли запросы: если спать – то на мягком, если есть – то сладко, спариваться тоже цивильно, изысканно, можно с плётками и секс-игрушками.
Он же отвечает за эмоции и контакты с соплеменниками – не зря же его называют «лимбическим».
Кортекс способен сохранять старые шаблоны поведения и создавать новые, регулировать взаимодействие с членами стаи. Благодаря ему кошки, собаки и другие млекопитающие хорошо обучаются, выстраивают и соблюдают иерархию, вместе охотятся, коллективно защищаются от угрозы.
У человека кортекс включается, когда он чувствует интерес к новому делу, радость от встречи с друзьями или желание о ком-то позаботиться.
Кортекс стимулирует к борьбе за первенство, позволяет распознавать ритм и интонации чужой речи, частично определяет биологические стандарты красоты. И он же потакает рептилии и мешает формировать новые привычки, потому что не любит выходить из зоны комфорта.
Если у человека в ходе жизни повреждается лобная кора головного мозга (лимбика), его поведение становится алогичным, рискованным – человек в принципе после этого с трудом может просчитывать риски и рационально просчитывать свои ходы наперед.
Неокортекс – наше сознание. Кора головного мозга. На языке Фрейда его можно было бы назвать область «СуперЭго».
Здесь базируется вся наша система запретов, смыслов, ценностей, налёт социальных норм. Можно сказать, что неокортекс развился в ответ на создание культуры.
Неокортекс включается, когда мы решаем «творческие задачи» – учимся, фантазируем, мечтаем о будущем, формируем в сознании сложные образы, стремимся к целям, общаемся на богемные и не очень темы – и он же доводит нас до психологов и фармы, потому что страсть как любит всё усложнять, путать и вступать в противоречие с более примитивными формами нашего мозга.
Неокортекс отвечает за переработку информации: синтез, анализ, обобщение, планирование, рассуждение. И в прокаченном формате умеет смотреть на происходящее с позиции наблюдателя.
Взаимодействие между уровнями
Рептилий мозг и кортекс тесно связаны между собой и занимают 85% от всего нашего сознания и на столько же руководят нашими действиями, в то время как на неокортекс приходится всего 15% – и это порождает определенные проблемы, а порой и экзистенциальные ужасы.
Необдуманные эмоциональные реакции
Чем примитивнее мозг, тем быстрее реакция. Мозг рептилии реагирует быстрее мозга млекопитающего, поэтому мы сначала отпрыгиваем от несущегося автомобиля, а уже потом пугаемся, а мозг млекопитающего реагирует быстрее неокортекса, поэтому сначала мы испытываем эмоцию по поводу какого-то события, а уже потом формируем свое мнение. Именно поэтому под влиянием эмоций человек порой совершает поступки, о которых потом жалеет.
Внутренние конфликты
Человеческое воспитание часто расходится с человеческой природой – социум закладывает нормы и ценности, будь то религиозные шаблоны или гендерные стереотипы, которые противоречат порывам отдельно взятого индивида. С одной стороны, это и делает нас цивилизованными людьми, но с другой – в случае сильного подавления своей натуры может привести к неврозам. Из банального: «Девочки должны быть мягкими, а мальчики должны быть боевыми». Но что делать, если врожденный темперамент и тип нервного реагирования распорядились иначе?
Человек вырастает, привыкая подавлять свои природные наклонности, и в один далеко не прекрасный момент примитивные части мозга обязательно взбунтуются против установок неокортекса, возникнет внутренний конфликт и, как следствие, невроз.
Вера во всемогущество «ума»
В современном – особенно «западном» – мире, люди, зачастую, принимают решения «из головы», руководствуясь рациональностью, логикой и полностью пренебрегая своими чувствами, ощущениями и «интуицией» – многие люди действительно разучились слышать свои истинные желания. Такая стратегия хороша в экстремальных ситуациях, но не всегда уместна в повседневной жизни.
В самом лишь поверхностном аспекте, пренебрежение чувствами и телесными ощущениями оборачивается неспособностью получать удовольствие, а если смотреть глубже – люди проживают целую жизнь вопреки своему предназначению и пути, на котором бы они смогли развиться намного эффективнее, если бы научились себя слышать. Наше тело знает намного больше, чем мы можем себе представить – и оно всегда готово поделиться с нами своими ощущениями, стоит лишь только на них сосредоточиться.
Если же у человека повреждается связь неокортекса с лимбической системой, его жизнь может превратиться в сущий ад.
Казалось бы, в чем проблема? Вот она, власть неокортекса, больше не подчиненная всяким примитивным «хочу», а способная действовать чисто рационально, с позиции «надо» – но не всё так просто.
При нарушении связи неокортекса с лимбической системой, первым делом у человека отваливается всякое чувство юмора, и он становится неспособен ни шутить, ни понимать чужие шутки – а потом отключается и эмоциональный контакт с собой и окружающими. Такой человек становится неспособен понимать поступки других людей, гармонично встраиваться в социум, а также теряет способность к любым манипуляциям. У таких людей нарушается возможность выбора – они больше не «чувствуют» своих желаний: выбирая даже между тем, какое блюдо съесть на ужин, они будут прикидывать целыми списками «плюсы» и «минусы» той или иной еды: состава, калорий и т.д., но не будут понимать, на что именно их тянет их внутреннее «хочу». Не каждый выбор можно сделать рационально.
Синергия – залог успеха
Для продуктивной жизни в гармонии с собой, нужно научиться синхронизировать все уровни нашего мозга.
С рептильным мозгом и кортексом можно и нужно договариваться – для этого всего-то нужно вывести все свои подсознательные страхи на сознательный уровень, а затем подключить неокортекс и с его помощью разработать четкий план, способный «умаслить» нашу рептилию. Необходимо придумать и расписать ей стратегию действий в случае, если самые страшные её фантазии осуществятся – и тогда, с «планом Б», рептилии станет в разы спокойнее, а внутреннее напряжение перед новыми начинаниями и изменениями отступит.
Неокортекс же, в свою очередь, можно и нужно приучить прислушиваться к эмоциям и телесным ощущениям, не позволяя рептильному мозгу и кортексу править бал и постоянно потакать своим низменным порывам.
Следуя такой стратегии поведения, мы сможем начать жить в мире с собой и окружающими, ведь как только мы прекращаем затрачивать силы на свои страхи, рационализации и сомнения, у нас высвобождается множество сил на свершения и освоение нового, интересного нам опыта.
Подписывайтесь, чтобы не пропускать обновления!
Insta: foggy_room_
TG: https://t.me/foggy_room_ta