Найти в Дзене
Михаил Драбкин

Курск: классика Черноземья

-2

-3

(отсюда)

Курская область - это самый "классический" чернозёмный и при этом довольно бедный регион, а Курск - это старый и в то же время преимущественно новый город.

-4
-5

Основанный ещё в XI веке, Курск быстро стал центром удельного княжества на восточных рубежах Киевской Руси.

-6

(отсюда)

-7

(отсюда)

Являясь мощной крепостью, он тем не менее много раз разрушался степняками, был то в Орде, то в Литве, и вплоть до эпохи Российской империи никогда не был особенно большим городом, периодически почти пустея.

-8

(отсюда)

И только к XIX веку, когда угроза с Юга окончательно исчезла, а хлеб стал главным российским экспортным товаром, Курск стал большим городом.

-9

(отсюда)

И, например, одним из первых в границах современной России городов с трамваем.

-10

(отсюда)

Но потом была Великая Отечественная, когда город был, судя по всему, неслабо так разрушен в ходе уличных боёв.

-11

(отсюда)

В итоге от Старого Курска осталось немного.

-12
-13

И лицо города, парадная Красная площадь на одном из высоких холмов - это прежде всего послевоенный неоклассицизм.

-14
-15
-16

В то время как от совсем немаленького довоенного и дореволюционного Курска мало где сохранилось больше нескольких домов подряд.

-17
-18
-19

Главный "заповедник" исторической застройки - это главная улица города, улица Ленина севернее Красной площади, и ещё некоторые из параллельных ей улиц.

-20

При этом самое старое гражданское здание города, так называемые Ромодановские палаты, вообще расположены в паре километров южнее нынешнего центра Курска.

-21

Несмотря на свой древнерусский облик, начато строительство этих "палат" было во второй половине XVII века, а завершены они были уже при Петре I.

-22

Можно оценить, какого размера уже тогда достигал город.

-23

(отсюда)

На самом деле, исторически Курск состоял из собственно города, городского ядра, и обширных пригородных слобод вокруг, расположившихся на окрестных холмах.

-24

Если от исторической застройки центра что-то сохранилось, то от слобод - ещё меньше.

-25
-26

Неоклассической послевоенной застройки в Курске за пределами самого центра немного - особенно если учесть, что этот город был заметно разрушен в войну.

-27

Впрочем, город, с одной стороны, не был столицей союзной республики (или хотя бы областным центром региональной республики); с другой стороны, разрушения в Курске всё же не были тотальными.

-28
-29

-30

(отсюда)

Наверное, самое заметное здание в стиле сталинского ампира вне центральной части города - это здание железнодорожного вокзала на востоке Курска.

-31
-32
-33

С позднесоветскими архитектурными ансамблями в Курске, несмотря на большое распространение частного сектора, всё же получше.

-34
-35
-36

И даже парочка ансамблей уже российского времени, что можно найти далеко не в каждом отечественном городе.

-37
-38

Но в основном городская застройка, даже регулярная, выглядит довольно ординарно, и никаких оригинальных планировочных решений, учитывающих и использующих местный сложный рельеф местности, я не припомню.

-39
-40
-41
-42
-43

Курск хотя и не находится на российском Юге, но это город всё-таки южный, с до сих пор живой сельской округой, а значит торговля была и остаётся здесь более заметным элементом городской жизни, чем мы привыкли в Средней Полосе.

-44
-45
-46
-47

За последние десятилетия она, впрочем, в основном переместилась из уличных рынков в торговые центры.

-48

И именно эти здания, обычно довольно плохой архитектуры, к сожалению, в значительной степени определяют облик современного Курска.

-49

Особенно их много севернее центра города, в районе Московской площади.

-50
-51

Да, по перепадам высоты внутри города Курск занимает одно из первых мест на Русской равнине, и такой пересечённый рельеф осложняет современное развитие и застройку.

-52
-53

Учитывая традиции отечественного градостроительства вроде "гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

-54

Как результат, на холмах и внизу во многих местах есть полноценная городская среда, широкие улицы и регулярная застройка, в то время как на склонах и в оврагах - или пустыри, или довольно хаотичная малоэтажная застройка.

-55

Самый показательный пример - долина реки Тускарь между центром города и вокзалом, где расположен парк "Бо́ева Дача", по факту главный в Курске.

-56

Наверху, ближе к улице Ленина, и восточнее, ближе к вокзалу, можно видеть нормальные городские кварталы, а ближе к реке и парку - маленькие дома, узкие улицы, часто даже без покрытия.

-57
-58

Здесь эта городская изнанка, из-за расположения тут популярного у курян парка, оказалась в центре событий. И все эти закоулки в хорошую погоду оказываются забиты машинами, пробирающимися к Бо́евой Даче, и запружены людьми.

-59
-60
-61
-62
-63
-64

Да, те участки курских долин, балок, оврагов, где сохранилась природа, прекрасный южный широколиственный лес - там это начинает работать в плюс и городу, и городской среде.

-65
-66

И таких участков довольно много: парки и лесопарки вытянулись вдоль основных курских рек, Сейма и Тускари, а ещё есть Знаменская роща на севере города.

-67
-68
-69

Но, кроме того, все эти складки местности, дюжина оврагов и три городские реки служат серьёзным препятствием для курской улично-дорожной сети, а значит и для общественного транспорта.

-70
-71

Это осложняет передвижение по 400-тысячному Курску, который из-за тех же особенностей ландшафта и большого количества частного сектора раскинулся на территории, которой хватило бы и для в два раза более крупного города.

-72

Например, железнодорожный вокзал расположен не так близко от центра города даже по современным меркам, да ещё и отделён от него Тускарью, второй по величине рекой Курска.

-73

А уж в 1860-е годы, когда через город прошла железная дорога, это и вовсе было практически сельская местность, так что в Курск от вокзала даже проложили специальную железную дорогу, "горветку", по которой ходил специальный поезд, прадедушка нынешних МЦК и МЦД.

-74

(отсюда)

В целом, Курск раскинулся на 20 километров с севера на юг и на 10 - с запада на восток.

-75

Старая часть города немного смещена к востоку этого длинного овала, но и восточнее, за железной дорогой есть новая застройка, в том числе микрорайоны.

-76

Вообще, если Курск вдоль чего-то и вытянут, то вдоль железной дороги, которая в целом проходит по восточному, юго-восточному, южному краю города.

-77

Причём сначала (севернее вокзала) это главный ход Москва - Курск - Белгород, а потом бывшая магистраль на Киев, по которой сейчас можно добраться только до Курчатова, Льгова, Железногорска, Брянска.

-78

В Курске расположено пять железнодорожных станций и платформ, и движение пригородных поездов довольно интенсивное для города такого размера: на станцию Курск в сутки приходит до 26 пар с четырёх направлений.

-79
-80

Только городского поезда нет с 1930-х годов (хотя сама "горветка" дотянула до 2010 г.), и количество дальних поездов резко снизилось в последнее десятилетие - по понятным причинам. Тем не менее, даже в 2024 году через станцию Курск проходит до 16 поездов дальнего следования в сутки - впрочем, все они идут либо до Курска, либо до Белгорода, либо по Центральному Черноземью, либо до черноморских курортов.

-81

Южная часть города, примерно его четверть отделена от остального Курска довольно крупной рекой Сейм и широкой лесопарковой зоной.

-82
-83

Если юг города - это в целом ровное место, то центр и север - это те самые высокие холмы.

-84

Сеймский приток Тускарь и совсем небольшая речка Кур разделяют центр города и бывшие пригородные слободы и более новые районы.

-85

Поэтому, несмотря на общую регулярную прямоугольную планировку, связки через речки, ручьи и просто овраги есть не везде.

-86
-87

И улично-дорожная сеть города начинает приобретать какую-то древовидную, дендритную структуру, при этом оставаясь прямоугольной.

-88

Даже в самом центре города встречается частный сектор, а уж за его пределами маленькие домики составляют основную часть застройки почти со всех сторон.

-89

Когда-то пригородные слободы окружали Курск со всех сторон, а к нашему времени они превратились в малоэтажный пояс, который в этом городе занимает место индустриального пояса из городов покрупнее и поурбанизированнее.

-90

Впрочем, и среди курского "малоэтажного пояса" есть вкрапления как послевоенной среднеэтажной застройки, так и более новых кварталов и микрорайонов.

-91
-92
-93

В Курске нет какого-то одного крупнейшего жилмассива, где живёт полгорода; многоэтажная жилая застройка встречается со всех сторон.

-94
-95

Но самый большой "спальник" города - это на юге города, за Сеймом.

-96
-97

Впрочем, там расположена и главная курская промзона.

-98

Для 400-тысячного населения в Курске довольно диверсифицированная и разнообразная система общественного транспорта: и трамвай, и троллейбус, и автобус.

-99
-100
-101

Впрочем, электротранспорт в постсоветское время особо не развивался, да и до этого, кажется, его охват не везде соответствовал масштабам города.

-102
-103
-104
-105

И это при том, что участок трамвайной линии, соединяющей центр и юг города, выглядит как достойный элемент системы скоростного трамвая.

-106

В рамках транспортной реформы, которую в рамках общероссийского тренда не так давно запустили в городе, в Курске маршрутки были в основном заменены автобусами, и даже появился электробус.

-107
-108
-109

Троллейбус обновили, укомплектовали подвижной состав машинами с автономным ходом (ох, как этого не хватает в Москве), но сеть особо не расширилась, и им явно стало тяжелее конкурировать с автобусами.

-110

А трамвайная сеть, кажется, на три четверти на ремонте, ведь в Курске, как это часто бывает в современных российских городах, десятилетиями не чинили трамвайные пути.

-111

-112
-113

Такое ощущение, что ходит только трамвай из района вокзала в район чуть севернее центра (Московская площадь), а остальные линии, в том числе скоростная по проспекту Кулакова и улице Энгельса, в основном ржавеют в ожидании ремонта.

-114