Курская область - это самый "классический" чернозёмный и при этом довольно бедный регион, а Курск - это старый и в то же время преимущественно новый город.
Основанный ещё в XI веке, Курск быстро стал центром удельного княжества на восточных рубежах Киевской Руси.
Являясь мощной крепостью, он тем не менее много раз разрушался степняками, был то в Орде, то в Литве, и вплоть до эпохи Российской империи никогда не был особенно большим городом, периодически почти пустея.
И только к XIX веку, когда угроза с Юга окончательно исчезла, а хлеб стал главным российским экспортным товаром, Курск стал большим городом.
И, например, одним из первых в границах современной России городов с трамваем.
Но потом была Великая Отечественная, когда город был, судя по всему, неслабо так разрушен в ходе уличных боёв.
В итоге от Старого Курска осталось немного.
И лицо города, парадная Красная площадь на одном из высоких холмов - это прежде всего послевоенный неоклассицизм.
В то время как от совсем немаленького довоенного и дореволюционного Курска мало где сохранилось больше нескольких домов подряд.
Главный "заповедник" исторической застройки - это главная улица города, улица Ленина севернее Красной площади, и ещё некоторые из параллельных ей улиц.
При этом самое старое гражданское здание города, так называемые Ромодановские палаты, вообще расположены в паре километров южнее нынешнего центра Курска.
Несмотря на свой древнерусский облик, начато строительство этих "палат" было во второй половине XVII века, а завершены они были уже при Петре I.
Можно оценить, какого размера уже тогда достигал город.
На самом деле, исторически Курск состоял из собственно города, городского ядра, и обширных пригородных слобод вокруг, расположившихся на окрестных холмах.
Если от исторической застройки центра что-то сохранилось, то от слобод - ещё меньше.
Неоклассической послевоенной застройки в Курске за пределами самого центра немного - особенно если учесть, что этот город был заметно разрушен в войну.
Впрочем, город, с одной стороны, не был столицей союзной республики (или хотя бы областным центром региональной республики); с другой стороны, разрушения в Курске всё же не были тотальными.
Наверное, самое заметное здание в стиле сталинского ампира вне центральной части города - это здание железнодорожного вокзала на востоке Курска.
С позднесоветскими архитектурными ансамблями в Курске, несмотря на большое распространение частного сектора, всё же получше.
И даже парочка ансамблей уже российского времени, что можно найти далеко не в каждом отечественном городе.
Но в основном городская застройка, даже регулярная, выглядит довольно ординарно, и никаких оригинальных планировочных решений, учитывающих и использующих местный сложный рельеф местности, я не припомню.
Курск хотя и не находится на российском Юге, но это город всё-таки южный, с до сих пор живой сельской округой, а значит торговля была и остаётся здесь более заметным элементом городской жизни, чем мы привыкли в Средней Полосе.
За последние десятилетия она, впрочем, в основном переместилась из уличных рынков в торговые центры.
И именно эти здания, обычно довольно плохой архитектуры, к сожалению, в значительной степени определяют облик современного Курска.
Особенно их много севернее центра города, в районе Московской площади.
Да, по перепадам высоты внутри города Курск занимает одно из первых мест на Русской равнине, и такой пересечённый рельеф осложняет современное развитие и застройку.
Учитывая традиции отечественного градостроительства вроде "гладко было на бумаге, да забыли про овраги".
Как результат, на холмах и внизу во многих местах есть полноценная городская среда, широкие улицы и регулярная застройка, в то время как на склонах и в оврагах - или пустыри, или довольно хаотичная малоэтажная застройка.
Самый показательный пример - долина реки Тускарь между центром города и вокзалом, где расположен парк "Бо́ева Дача", по факту главный в Курске.
Наверху, ближе к улице Ленина, и восточнее, ближе к вокзалу, можно видеть нормальные городские кварталы, а ближе к реке и парку - маленькие дома, узкие улицы, часто даже без покрытия.
Здесь эта городская изнанка, из-за расположения тут популярного у курян парка, оказалась в центре событий. И все эти закоулки в хорошую погоду оказываются забиты машинами, пробирающимися к Бо́евой Даче, и запружены людьми.
Да, те участки курских долин, балок, оврагов, где сохранилась природа, прекрасный южный широколиственный лес - там это начинает работать в плюс и городу, и городской среде.
И таких участков довольно много: парки и лесопарки вытянулись вдоль основных курских рек, Сейма и Тускари, а ещё есть Знаменская роща на севере города.
Но, кроме того, все эти складки местности, дюжина оврагов и три городские реки служат серьёзным препятствием для курской улично-дорожной сети, а значит и для общественного транспорта.
Это осложняет передвижение по 400-тысячному Курску, который из-за тех же особенностей ландшафта и большого количества частного сектора раскинулся на территории, которой хватило бы и для в два раза более крупного города.
Например, железнодорожный вокзал расположен не так близко от центра города даже по современным меркам, да ещё и отделён от него Тускарью, второй по величине рекой Курска.
А уж в 1860-е годы, когда через город прошла железная дорога, это и вовсе было практически сельская местность, так что в Курск от вокзала даже проложили специальную железную дорогу, "горветку", по которой ходил специальный поезд, прадедушка нынешних МЦК и МЦД.
В целом, Курск раскинулся на 20 километров с севера на юг и на 10 - с запада на восток.
Старая часть города немного смещена к востоку этого длинного овала, но и восточнее, за железной дорогой есть новая застройка, в том числе микрорайоны.
Вообще, если Курск вдоль чего-то и вытянут, то вдоль железной дороги, которая в целом проходит по восточному, юго-восточному, южному краю города.
Причём сначала (севернее вокзала) это главный ход Москва - Курск - Белгород, а потом бывшая магистраль на Киев, по которой сейчас можно добраться только до Курчатова, Льгова, Железногорска, Брянска.
В Курске расположено пять железнодорожных станций и платформ, и движение пригородных поездов довольно интенсивное для города такого размера: на станцию Курск в сутки приходит до 26 пар с четырёх направлений.
Только городского поезда нет с 1930-х годов (хотя сама "горветка" дотянула до 2010 г.), и количество дальних поездов резко снизилось в последнее десятилетие - по понятным причинам. Тем не менее, даже в 2024 году через станцию Курск проходит до 16 поездов дальнего следования в сутки - впрочем, все они идут либо до Курска, либо до Белгорода, либо по Центральному Черноземью, либо до черноморских курортов.
Южная часть города, примерно его четверть отделена от остального Курска довольно крупной рекой Сейм и широкой лесопарковой зоной.
Если юг города - это в целом ровное место, то центр и север - это те самые высокие холмы.
Сеймский приток Тускарь и совсем небольшая речка Кур разделяют центр города и бывшие пригородные слободы и более новые районы.
Поэтому, несмотря на общую регулярную прямоугольную планировку, связки через речки, ручьи и просто овраги есть не везде.
И улично-дорожная сеть города начинает приобретать какую-то древовидную, дендритную структуру, при этом оставаясь прямоугольной.
Даже в самом центре города встречается частный сектор, а уж за его пределами маленькие домики составляют основную часть застройки почти со всех сторон.
Когда-то пригородные слободы окружали Курск со всех сторон, а к нашему времени они превратились в малоэтажный пояс, который в этом городе занимает место индустриального пояса из городов покрупнее и поурбанизированнее.
Впрочем, и среди курского "малоэтажного пояса" есть вкрапления как послевоенной среднеэтажной застройки, так и более новых кварталов и микрорайонов.
В Курске нет какого-то одного крупнейшего жилмассива, где живёт полгорода; многоэтажная жилая застройка встречается со всех сторон.
Но самый большой "спальник" города - это на юге города, за Сеймом.
Впрочем, там расположена и главная курская промзона.
Для 400-тысячного населения в Курске довольно диверсифицированная и разнообразная система общественного транспорта: и трамвай, и троллейбус, и автобус.
Впрочем, электротранспорт в постсоветское время особо не развивался, да и до этого, кажется, его охват не везде соответствовал масштабам города.
И это при том, что участок трамвайной линии, соединяющей центр и юг города, выглядит как достойный элемент системы скоростного трамвая.
В рамках транспортной реформы, которую в рамках общероссийского тренда не так давно запустили в городе, в Курске маршрутки были в основном заменены автобусами, и даже появился электробус.
Троллейбус обновили, укомплектовали подвижной состав машинами с автономным ходом (ох, как этого не хватает в Москве), но сеть особо не расширилась, и им явно стало тяжелее конкурировать с автобусами.
А трамвайная сеть, кажется, на три четверти на ремонте, ведь в Курске, как это часто бывает в современных российских городах, десятилетиями не чинили трамвайные пути.
Такое ощущение, что ходит только трамвай из района вокзала в район чуть севернее центра (Московская площадь), а остальные линии, в том числе скоростная по проспекту Кулакова и улице Энгельса, в основном ржавеют в ожидании ремонта.