Популярная у злоумышленников легенда с кодом доступа к «Госуслугам» получила новое развитие.
Теперь после того как жертва под любым предлогом (например, поверив, что срок действия сим-карты истекает) сообщила мошенникам код к сервису, ей на почту приходит письмо якобы от «Госуслуг». В сообщении указано, что в аккаунт пользователя вошли посторонние, и дан номер телефона, по которому нужно связаться.
Пострадавший звонит по указанным цифрам и попадает на лжесотрудников сервиса, то есть мошенников. Они обещают разобраться в ближайшие 12 часов. И действительно перезванивают человеку с плохими новостями: документы из личного кабинета жертвы украдены и помочь теперь может только сотрудник Центробанка.
Другой аферист, притворившись вышеупомянутым специалистом, уверяет пострадавшего в мессенджере в необходимости заключения договора для работы с физическим лицом. С жертвой в это время связывается и «следователь», сообщающий о возбуждении уголовного дела (даже несмотря на то, что сам человек не писал заявление в полицию) и требует повторить за ним «соглашение о неразглашении сведений», записывая голос человека.
После этого жертву шокируют новостью, что на ее имя некие мошенники получают кредиты. Чтобы оперативно закрыть их заявки, человек должен срочно заполнить заявление на получение займов в банках на свое имя. Заботливые преступники даже самостоятельно подготавливают заявки и присылают обманутому на почту. Остается только распечатать их, подписать и бежать в указанные банки.
Полученные наличные жертва должна внести на счет мошенников, которые убеждают, что кредиты выдавались неким Казначейством, а значит, именно на его счет нужно положить средства.
Что нового привнесли мошенники в схему, рассказывает куратор проекта «Мошеловка» Алла Храпунова:
— перевод второго этапа схемы в переписку по почте (жертве предлагают решить, звонить самой или нет, чем вызывают доверие),
— отправление предзаполненной заявки на получение кредита жертве, что сокращает «интервал сомнений» и усыпляет бдительность,
— отказ от использования понятия «безопасный счет», которое стало для многих доказательством — перед вами мошенник. Вместо этого злоумышленники рассказывают об открытом в Казначействе счете.
Несмотря на модификацию инструментов коммуникации с жертвой и легенды, рекомендации по предотвращению преступления остаются прежними, рассказала Алла Храпунова.
Напоминаем:
- коды из СМС сообщать никому нельзя,
- сервис «Госуслуги» будет проводить работу в связи с признаками компрометации аккаунта только в случае обращения владельца аккаунта
- Центральный банк не работает в инициативном порядке с физическими лицами, даже в исключительных случаях, коммуникация выстраивается только в ответ на поступившее обращение,
- «перекрыть» заявку на кредит другой заявкой невозможно,
- деньги в банк или МФО возвращать должен тот, кто их брал, переводить заемные средства неизвестным лицам нельзя ни под каким предлогом.