24,7K подписчиков

В какие цвета окрашивались кузова советских спортивных автомобилей?

260 прочитали

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым. В СССР же такой культуры не было. Хотя позднее, ливреи для автомобилей, стали как правило иметь расцветки основных спонсоров. Ну на внутренних соревнованиях проходящим в Союзе цветам машин вообще никто не предавал никакого значения, а вот когда наши спортсмены поехали зарубеж, то основным спонсором всех этих выездов стал Автоэкспорт, и уже он диктовал условия. Поэтому если рассматривать, пусть и черно-белые фотографии тех лет, то можно понять, что все, без исключения машины имели модную двухцветную расцветку. Да, отечественный покупатель о такой мог только мечтать, но вот иностранцы приносили в казну "живую" валюту. И реклама продукции МЗМА должна была работать на все сто.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.

В год когда самая сильная, на тот период, команда московского автозавода МЗМА(АЗЛК) выехала на марафонские состязания, то встал вопрос а как выделить наш, отечественный автомобиль? Если покопаться в интернете, то можно найти цветные фотографии, совершенно немыслимых сегодня, гонок Лондон-Сидней и Лондон-Мехико, на которых отлично видно, что кузова машин советских участников имеют светло синий, скорее даже голубой оттенок. Откуда он взялся? И почему именно голубой? Ответ прост. Учитывая тот факт, что львиная доля продукции Московского автозавода уходила за границу, а интересы страны там представлял все тот же Автоэкспорт, то по мнению чиновников яркий кузов Москвича с алой надписью "Avtoexport" был самым, что ни на есть выигрышным.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-2

Но значит ли это, что все, более современные автомобили Москвич-408, а позднее и 412-е имели такую же окраску? Нет! Кузова членов машин членов сборной красились в сочно лимонный оттенок.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-3

Были и исключения из правил. К примеру на ралли Saturnus 1986 экипаж Валерий Филимонов/Михаил Девель на Москвич 1600 Rallye, они кстати заняли тогда третье место в общем зачете, а команда АЗЛК так и вовсе первое, выступали на кремовом-белом автомобиле.

Валерий Филимонов/Михаил Девель на Москвич 1600 Rallye
Валерий Филимонов/Михаил Девель на Москвич 1600 Rallye

Когда же на заводе ИЖ возникла своя собственная команда, которая через некоторое стала просто кузницей кадров для ралли, то встал вопрос. А как отличить вроде бы одинаковые Москвич-412 и Иж-412? Тогда машины из Удмуртии было решено окрашивать в стандартный цвет "Пламя".

Это конечно реплика, но цвет очень подходит
Это конечно реплика, но цвет очень подходит

Я бы охарактеризовал его как ярко кирпичный или оранжево рыжий. Когда же завод представил новинку ИЖ-Комби, кстати первый и единственный автомобиль в СССР с кузовом лифтбэк, то для того, что бы выделить машину ее покрасили в алый цвет. Учитывая, что качество цветных фотографий того времени оставляет желать лучшего, то дам еще одну подсказку. Все гоночные машины из Ижевска имели черный капот, а на крыльях была стрелка с надписью "ИЖралли".

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-6

Любители истории резонно могут заметить. Но как же так. Есть неопровержимые доказательства того, что самый титулованный гонщик СССР Владимир Гольцов однажды ездил на Москвич-2140 в ливрее не ижевского завода, а АЗЛК. Да, было такое. В момент когда кончились омологация Международной Автомобильной Федерации на Москвич-Иж-412 Владимиру Гавриловичу помогли конкуренты из Москвы. Автомобиль москвичи предоставили, но строили его именно в Ижевске.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-7

Я тут вспомнил занятный эпизод, как рассказывал однажды Константин Антропов они отбирали автомобили с конвейера следующим образом. Группа механиков и гонщиков имела право взять для своих нужд определенное количество машин. Но, учитывая безобразную сборку, и это при том, что в Ижевске уже стоял французский конвейер, они проводили с каждой выбранной моделью следующий эксперимент. На пол лилась вода, машину руками толкали через образовавшуюся лужу. Если колея передних и задних колес совпадала, то машину забирали в боксы команды. Если же нет, то ее возвращали обратно.

Приблизительно так же отбирались машины и на других предприятиях. Но дальше всех шли представители ГАЗа. Мало того, что они выбраковывали серийные машины на конвейере, так еще и командировали своих механиков на ЗМЗ и они просто промеряли распредвалы. Им везло, если за смену попадалось два или три без брака.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-8

В начале семидесятых на различных и кольцевых трассах появилась еще одна, совершенно новая звезда - ВАЗ-2101/21011. И снова выбором цветовой палитры для кузова занялись функционеры Автоэкспорта. На этот раз был выбран желтый. На нем и правда реклама основного спонсора была видна отлично. Причем такой цвет был как у заводских автомобилей, так и сделанных руками специалистов, под руководством Стасиса Брундзы.

Автоэкспорт, нужно заметить, спонсором был хорошим и государственных денег совсем не жалел. Именно эта внешнеторговая структура снабжала наших спортсменов дефицитными импортными шинами Pirelli, ремнями, карбюраторами и всем необходимым. По словам братьев Больших, они пять раз получали полный комплект деталей на два имеющихся "боевых" автомобиля.

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-9

Александр Нуждин решил однажды отойти от привычного желтого цвета и за свой счет, по большому знакомству, захотел выделить автомобиль. Он решил украсить кузов сине-бело-красными полосами шедшими через всю машину. На что, случайно увидевший это "безобразие" парторг завода, пригрозил страшными карами. Это при том, что на флаге РСФСР красный и синий цвета присутствовали. Пришлось все переделывать. Но вот идея прижилась, причем не только на заводе. Тольяттинские и вильнюсские автомобили стали белыми, с полосками синего и красного цвета. Кольцевики так же имели свои цвета, болид были в основном белыми.

Позднее на ВАЗе стали использовать бело-голубые оттенки, это официальный цвет ВАЗ. А с недавнего времени основным цветом автомобилей стал желто-черный.

Если Вам интересна история автоспорта СССР и России, то милости просим на страницу нашего, пусть пока и виртуального музея. Приходите, подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте. Мы публикуем интересные фотографии, рассказы очевидцев, факты и многое другое. Вот ссылка - https://vk.com/public48582037

Так уж исторически сложилось, что в автоспорте разные страны использовали и различные цвета кузовов на гонках. У французов он был синим, у немцев - серебряным, у англичан -  темно-зеленым.-10