Найти тему
Eurasia Inheritors

Инвестиции в Узбекистан

Оглавление
Автор Сергей Солодовник
Автор Сергей Солодовник

В ходе обсуждения данных по внешним инвесторам в Узбекистан читатель канала «Наследники Евразии» выразил уверенность: «Через 10 лет Узбекистан будет лидирующей и богатейшей страной Средней Азии».

Убеждённость и веру в это событие — с радостью разделим. Но для уверенности в наступлении такого чудесного будущего — прикинем векторы возможностей. И ограничений.

Векторы ориентации

Давно известно, что самые желанные инвестиции в страну — внешние. По схеме Китая в 1990-е годы. Это деньги, которые рождают новые деньги. А внутренний капитал — в виде частных инвестиций — затыкает дыры в потреблении. Государственные инвестиции — решают проблемы национального развития. Вот в этом отношении сегодняшний Узбекистан может повторить траекторию развития Китая 30-летней давности.

Данные Агентства статистики РУз таковы.

Из всех инвестиций в страну за 2023 год — 69% пришли из внешних источников.

А вот и раскладка по странам.

На первом месте — великий Китай, он пригнал 23% от всех капитальных вложений, внутренних и внешних.

На втором месте — нищая Россия, добиваемая санкциями Запада, — 13,8%.

На третьем месте — Сауды и Объединённые эмираты, вместе выдали 12%.

На четвёртом почётном месте — создатель ОТГ, Организации тюркских государств — Турция. Принесли турки 8,5% в совокупный узбекский казан.

И только на пятом, не зачётном месте — ФРГ с её 3,8%.

Выводы для прогноза внешней ориентации Ташкента на ближайшие годы очевидны — активная работа в ШОС. И планы Китая по Шёлковому пути — в жизнь.

Если РФ и КНР договорятся о гармонизации финансовых отношений между собой, то велики шансы по присоединению РУз к евразийской интеграции в лице ЕАЭС.

Проекты транспортных коридоров Север – Юг с выходом на Персидский залив — будут активно поддерживаться Ташкентом. Равно как и поступательная исламизация страны в умеренном варианте.

Участие в ОТГ — останется в числе произносимых, но не обязательных ритуальных действий со стороны РУз.

А чтобы Европа была отчасти довольна, но в целом — нейтральна к Узбекистану, достаточно будет малости.

Всего лишь не одевать георгиевскую ленточку на Красной площади.

Как это и было продемонстрировано 9 мая 2024 года.

Шансы на вхождение Узбекистана в ЕАЭС

Сразу за моим прогнозом по перспективам присоединения РУз к Евразийскому интеграционному объединению, нашёл мнение одного мудрого узбека. По этой теме.

Знакомимся. Шухрат Бобохужаев, заведующий сектором организации научно-исследовательской деятельности одарённых студентов, доцент кафедры «Экономика нефти и газа» филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Ташкенте.

Уважаемый эксперт исходит из понимания, что мир сегодня разделён на два лагеря. Один — отнимает активы другого. Запад конфискует авуары России. И делает вывод:

«Раз становишься в ряды одного лагеря, то соответственно выступаешь против другого. При этом сделать такой выбор необходимо, так как в сложившейся ситуации вариант нейтрального статуса отсутствует».

Альтернативы? Вступление в ВТО — Узбекистан подавал заявки. Но сегодня — не желает. Причина — ВТО не работает, санкции против стран – членов, среди которых не только РФ, но и КНР — подрывают доверие к этой структуре.

В ЕАЭС членство Узбекистана — на уровне статуса наблюдателя. Какие вопросы можно решить в национальных интересах?

«Сегодня в Узбекистане с энергетической безопасностью имеются проблемы. Перебои с поставками природного газа и электроэнергии не исчезнут вплоть до 2030 года. Сегодня ситуацию по обеспечению населения этими энергоресурсами в нашей стране можно охарактеризовать как критическую — такого недовольства работой энергетиков ещё не было».

Ну, и итоговые оценки плюсов и минусов для РУз при вхождении в ЕАЭС:

«Для потребителя выгоды очевидны, так как они устали от отечественных монополистов, протекционистской политики правительства, высоких цен, низкой конкуренции и других недостатков развития отечественного рынка. Но, с другой стороны возникнут проблемы для отечественного бизнеса».

Мой прогноз. Будет жёсткий торг. И войдёт.

Векторы процветания

Итак, в горизонте 10 лет Узбекистану предстоит сделать некоторый минимум, чтобы продолжить развитие без срывов и катастроф:

- обеспечить страну электроэнергией, что не сможет вытянуть одна лишь зелёная энергетика, без станций Росатома — баланс будет отрицательный в зимний период всегда;

- избежать радикальной исламизации населения, иначе никакие силовые структуры не смогут предотвратить массовое насилие и мятежи;

- резко снизить потребление воды в сельском хозяйстве, учитывая и таяние ледников, и строительство канала Куш-тепа в Афганистане при любой власти.

Итак, какие же прослеживаются векторы. Прежде всего, растущие трудовые ресурсы. Но на процветание этот фактор сможет сработать при качественном скачке квалификации молодых людей. Иначе — путь Бангладеш: швейная фабрика мира и кузница железа низкого передела.

Транспортные коммуникации Юг – Север и Запад – Восток. Деньги от транзита — пойдут на погашение долга, но своя продукция станет конкурентоспособной на экспорт.

Туристический потенциал, который усиленно развивает президент Мирзиёев. Он потребует в ближайшие годы миллиардных (в долларах) вложений со стороны государства в аэропорты и скоростные поезда.

Есть ли фактор угрозы, «чёрный лебедь» для РУз?

Да. Это — перенаселённая Ферганская долина. Выход — в переводе её экономики. Вместо самообеспечения — экспорт с высокой добавленной стоимостью в ЕАЭС.

Переключение сложно и рискованно.

Отсутствие ускоренного перехода с «еды для себя» на «дорогой экспорт» — есть подманивание «чёрного лебедя».

Контроль за экспортными ценами

Всё очень серьёзно: с 15 мая 2024 года, правительство Узбекистана ввело контроль за экспортными ценами по очередной группе товаров.

Кто попал? Текстиль, кожа-обувь, электротехника. И это не первая группа. Уже с 1 мая минимальные цены были введены по экспорту фруктов и овощей.

Именно — минимальные. Не ниже, иначе что?

А нарушениями и нарушителями будет заниматься Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре. Сведения для карательных органов будет поставлять Таможенный комитет РУз, а если он будет покрывать демпинг, то и там найдут виновных.

Разберёмся без эмоций. Доходы от экспорта в тоннах — запланированы. Эти тонны должны иметь выраженность в баксах по формуле — «не ниже». Для планирования государственных финансов и расходной части бюджета, а также для сведения валютного баланса — замечательно.

Есть ещё один аспект — в плюс контролю. Если в таможенной декларации цена экспорта занижена, а в действительности на 30-50% выше, то разницу экспортёр может захомячить. В другом государстве, в нужной для себя валюте.

А что в минусе? Прорыв на новые рынки — это всегда демпинг. Надо встать на условную полку. Это — куча платежей и откатов в пользу дистрибьюторов. Иначе места для тебя не найдётся. Хочешь подвинуть конкурента — это обязательно демпинг.

При жёстком контроле над минимальными ценами — все эти полезные вещи для экспансии экспорта становятся невозможными.

И тогда госплановики не досчитаются ожидаемых притоков валюты. Потому что в тоннах экспорта поставленные цели не будут достигнуты.

Пример прост. Бангладеш обшивает Зару, уже долгие годы. Зара — франшиза. В бренд — надо попасть. Нагибать поставщиков они умеют с 1975 года.

А теперь уровень наценок, официально — от 100 до 600%.

Какие такие минимальные цены на экспортный текстиль для новичка?

Рассуждения о Центральной Азии на площадке «Валдая»

Есть такой формат в рамках дискуссионного клуба «Валдай» — Центральноазиатская конференция. Именно четвёртая по счёту — завершила свою работу в Уфе.

Анализ участников из стран региона — весьма примечателен.

Прямая речь из Казахстана:

«В частности, обыгрываются несколько тем — о якобы неизбежном вторжении России в северный Казахстан, о поставках оружия, в частности, казахстанских боевых самолетов на Украину. Умышленный сброс воды для затопления якобы области России и наоборот — затопления ряда областей Казахстана. Фейки были, есть и будут».

Это — директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета Булат Султанов. Заметим, не российского, а немецкого университета.

А представитель Таджикистана сделал резкий вывод о прекращении эпохи доминирования со стороны Запада в мировых делах. И дополнил:

«Большая часть человечества не будет сокрушаться об этом. Сейчас для каждой национальной культуры появляется шанс занять свое достойное место в мире. К этому стремятся страны Центральной Азии. Безопасность нашего региона, России и Центральной Азии должна рассматриваться в комплексе».

Это — слова директора Института изучения проблем стран Азии и Европы Национальной академии наук Таджикистана Рустама Хайдарова.

И немного — от себя. Запад заявляет, что представляет собой альтернативу российскому и китайскому влиянию для стран Центральной Азии. Мы уже приводили данные по инвестициям в Узбекистан. ФРГ — на пятом месте.

Посему Запад не может, не желает и не обладает потенциалом «потянуть» развитие региона. Этого ресурса — нет и не будет.

А вот взорвать стабильность в отдельных странах — на это и денег, и желания у Запада хватает. Цель — нанесение ущерба интересам РФ и КНР.

«Русские открыли задвижки и залили Северный Казахстан» — Радио Азаттык (Свобода).