Инвестиции, логистика и снятие барьеров. Что даст Узбекистану ЕАЭС при полноценном членстве. Мнение эксперта

137 прочитали
 Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня Узбекистан готовится вступить в Евразийский экономический союз как полноценный участник.

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня Узбекистан готовится вступить в Евразийский экономический союз как полноценный участник. В частности, на проходящей на днях в Ташкенте международной выставке "Иннопром. Центральная Азия" активно обсуждались вопросы разработки в стране технических регламентов для присоединения к организации.

Насколько ЕАЭС актуален для республики, учитывая, что активную роль в организации играет Россия, которая сейчас находится под западными санкциями? На этот вопрос корреспонденту Podrobno.uz ответил Шухрат Бобохужаев, заведующий сектором организации научно-исследовательской деятельности одаренных студентов, доцент кафедры "Экономика нефти и газа" филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в Ташкенте.

Необходимо сделать выбор

По словам эксперта, происходящие в последнее время события показывают стремительные изменения в сложившихся взаимоотношениях между многими странами мира. Принятие экстраординарных мер по конфискации замороженных российских активов в США и другие принятые за рамки дозволенного действия западных стран в отношении России и некоторых других стран, условно разделили мир на два лагеря.

"И сегодня многие страны стоят перед дилеммой выбора и принятия не очень популярных мер – ведь раз становишься в ряды одного лагеря, то соответственно выступаешь против другого. При этом сделать такой выбор необходимо, так как в сложившейся ситуации вариант нейтрального статуса отсутствует", – сказал собеседник.

Бобохужаев отметил, что после обретения независимости Узбекистан предпринимал различные шаги для налаживания экономических интеграционных связей с другими странами. Основным видом взаимодействия страна выбрала договор о двусторонних взаимоотношениях.

В тоже время республика предпринимала намерения вступить в различные международные организации, например, в ВТО. Еще в 1992 году Узбекистан начал первые шаги по вступлению в эту организацию, а в 1994-м – даже подал заявку на членство. Далее интерес к этой организации то нарастал, то снижался, но до вступления в членство дело так и не дошло.

"В последнее время немаловажным фактором сдерживания от присоединения к данной организации стран, которые еще не вступили, является падение ее роли в мировой торговле. Многие механизмы организации просто перестали работать из-за международных санкций к ряду стран – членов ВТО. В сравнении с ней, более перспективным выглядит членство в ЕАЭС, хотя и в эту организацию Узбекистан вступать не торопится", – отметил эксперт.

В мае текущего года ЕАЭС исполнится 10 лет. Договор о его создании был подписан тремя государствами – Россией, Казахстаном и Белоруссией, чуть позже присоединились еще две страны – Кыргызстан и Армения. В соответствии с подписанным договором между странами – членами союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение единой политики в отраслях экономики.

"За 10 лет эти страны достигли значительных результатов, сформировав единое экономическое пространство и наладив тесные союзнические отношения", – сказал собеседник.

Узбекистан, выразивший интерес к союзу, с декабря 2020 года является государством – наблюдателем в ЕАЭС. Однако есть несколько весомых аргументов, чтобы вступить в организацию полноценно, отмечает Бобохужаев.

Во-первых, при вступлении в ЕАЭС Узбекистану уже не придется проходить тот сложный и трудный путь, который совершили члены союза, создавая единое экономическое пространство, налаживая общие точки соприкосновения и устраняя разногласия.

Во-вторых, основой для тесного сотрудничества между Узбекистаном и странами ЕАЭС является наличие исторически сложившихся границ и многолетних кооперационных связей в составе СССР.

В-третьих, статистические данные общего объема внешнеторгового оборота республики стабильно показывают значительную долю импорта и экспорта во взаимной торговле между странами союза и Узбекистаном.

В-четвертых, значительное количество трудовых мигрантов из республики работают в странах союза, в первую очередь, в России и Казахстане.

"Во взаимной торговле между странами ЕАЭС и Узбекистаном за последние годы наблюдается тенденция роста товарооборота. Если внешнеторговый оборот между странами – участниками организации и Узбекистаном в 2023 году составил 15,6 миллиарда долларов, то только за первый квартал текущего года он превысил 4 миллиарда долларов", – отметил Бобохужаев.

В 2023 году импорт товаров и услуг из стран ЕАЭС в Узбекистан превысил 10,2 миллиарда долларов – это 36,1% от общего годового импорта. В основном Узбекистан завозит машины и оборудование, химические продукты и изделия из них, продукты питания.

Экспорт страны в государства ЕАЭС в прошлом году составил 5,4 миллиарда долларов, традиционно Узбекистан экспортирует продукцию текстильной, автомобильной, электротехнической промышленности, а также плодоовощную продукцию. Основные потребители – Россия, Казахстан и Кыргызстан.

"В случае вхождения Узбекистана в ЕАЭС отечественные производители получат равноправный свободный доступ к рынку стран – участниц организации, прежде всего России и Казахстана. Также будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен более выгодный доступ к российским и казахстанским инвестиционным ресурсам и инновационным технологиям", – сказал собеседник.

Другими словами, возможности членства в ЕАЭС позволят республике увеличить объемы товарооборота с этими странами, понизить издержки производства и реализации готовой продукции, повысив конкурентоспособность, снять барьеры для трудовой миграции, получить необходимые существенные инвестиционные вложения и прочее.

"Однако, кроме очевидных выгод, есть и сдерживающие факторы. Во-первых, из всех стран – членов ЕАЭС наибольший объем взаимной торговли Узбекистана приходится на Россию, которой США и другие западные страны всячески пытаются препятствовать в развитии экономики и взаимоотношений с другими странами, налагая санкции", – добавил эксперт.

Страны, противодействующие развитию экономики России, оказывают всяческое воздействие и принимают меры и к странам, которые активно сотрудничают с ней. Они могут иметь весомые рычаги воздействия на партнеров России, если имеются весомые инвестиционные вложения или совместные предприятия в этих государствах.

"В отношении Узбекистана у них нет таких крупных инвестиционных вложений, тем не менее, могут быть созданы препятствия для сотрудничества и развития банковской системы, внедрения современных информационных технологий и других", – сказал Бобохужаев.

Кроме того, все страны – члены ЕАЭС являются также членами ВТО, а Узбекистан – нет. Это указывает на более длительный процесс унификации законодательно-нормативной базы вступления и отсутствие каких-либо преимуществ перед другими членами ЕАЭС.

Также присоединение Узбекистана к ЕАЭС может привести к широкому проникновению более конкурентоспособной российской и казахстанской продукции на национальный рынок.

"С одной стороны, для потребителя выгоды очевидны, так как они устали от отечественных монополистов, протекционистской политики правительства, высоких цен, низкой конкуренции и других недостатков развития отечественного рынка. Но, с другой стороны, вероятно, возникнут проблемы с конкурентоспособностью отечественного бизнеса, который пока не готов к жесткой конкуренции. Это может привести к банкротству ряда предприятий и росту безработицы", – отметил эксперт.

Основа безопасности всего

При вступлении республики в ЕАЭС руководству страны необходимо будет подписать договор, где прописаны многие направления взаимодействия стран – членов союза. В соответствии с договором в союзе создано и развивается единое экономическое пространство, единая таможенная территория и единый таможенный тариф.

Также принята и исполняется макроэкономическая и валютная политика, осуществляется регулирование финансовых рынков, налогов и налогообложения, сектора энергетики, транспорта, агропромышленного комплекса и вопросов трудовой миграции. Заложенные и прописанные в договоре направления взаимодействия и выполнения установленных норм и правил странами – членами союза позволят достигнуть экономической, энергетической, технологической и продовольственной безопасности.

"Страны – члены ЕАЭС обладают всеми необходимыми природными, трудовыми и другими ресурсами для достижения безопасности вышеуказанных направлений. Например, для достижения экономической безопасности участники союза должны формировать прописанные в договоре количественные значения макроэкономических показателей", – сказал собеседник.

К примеру, годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления не должен превышать 3% ВВП, долг сектора государственного управления – 50% ВВП.

Основой энергетической и продовольственной безопасности являются богатые природные ресурсы – нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь, а также развитое сельское хозяйство государств, входящих в союз.

"Сегодня в Узбекистане с энергетической безопасностью имеются проблемы, это признано и Министерством энергетики, представитель которого публично признал, что перебои с поставками природного газа и электроэнергии не исчезнут вплоть до 2030 года. Сегодня ситуацию по обеспечению населения этими энергоресурсами в нашей стране можно охарактеризовать как критическую – такого недовольства работой энергетиков еще не было", – подчеркнул Бобохужаев.

Он также добавил, что за последние годы спрос на электроэнергию резко возрос за счет улучшения благосостояния населения, а также расширения и развития экономики страны. Такая же ситуация и с обеспечением населения природным газом. Вступление Узбекистана в ЕАЭС позволит достичь энергетической безопасности.

Транспортно-транзитный потенциал

Одним из важнейших факторов развития экономики страны является развитая транспортная логистика, включающая в себя все виды транспорта. История показала, какую важную роль в развитии нашей страны сыграл Великий шелковый путь, а также наличие важных международных транспортных развязок.

"Отсутствие у нашей республики прямого выхода к морю и возможности использования в логистике морского и речного транспорта является сдерживающим фактором развития экономики. Однако есть у нас и преимущества, которых нет у наших соседей. Республика выгодно располагается в центре Средней Азии и граничит с пятью странами. Это играет хорошую и важную роль в транзитно-транспортной системе страны, в том числе для стран-членов ЕАЭС", – сказал Бобохужаев.

Также месторасположение приносит выгоду иностранным инвесторам, которые желают вести бизнес в нашей стране. Это дает им возможность экспорта продукции и услуг в соседние страны.

"Например, к середине 2024 года Узбекистан и РФ намереваются подписать долгосрочную договорную базу по поставкам природного газа сроком на 15 лет. Стабильная, бесперебойная и надежная подача природного российского газа в Узбекистан позволит укрепить уже имеющиеся экономические связи в энергетической отрасли", – отметил эксперт.

Также долгосрочные договоренности позволят Узбекистану выступить в качестве транзитной страны для поставки российского газа в другие государства. Это позволит республике получать стабильный дополнительный доход от транзитных услуг, а также создать дополнительные рабочие места и трудоустроить соотечественников.

Без бюрократических проволочек

Также ЕАЭС может помочь решить очень сложный вопрос избыточной трудовой силы и рост числа безработных в республике. По данным статистических органов, на начало 2023 года в стране было более 1,3 миллиона безработных – это 9,7% от числа занятых (13,7 миллиона).

Согласно статистике, значительный рост числа безработных наблюдается с 2007 года. Если в 2006 году уровень безработицы был 0,8%, то в 2007 году составил 7%. В настоящее время основная доля наших соотечественников работает в России, Казахстане и других странах.

В 2022 году трудовые мигранты из Узбекистана стали для РФ главным источником трудовых ресурсов. Свыше 1,4 миллиона наших соотечественников обеспечили 42% от общего объема рабочей силы из-за рубежа.

"Однако, учитывая стремительные ужесточения условий допуска мигрантов в РФ после теракта в "Крокусе", ожидается значительное снижение миграции, а также отток наших соотечественников, что создаст соответствующие трудности для нашей экономики. Ведь поступающие из-за рубежа денежные переводы граждан Узбекистана оказывают существенное влияние на платежеспособность населения, спрос на товары и услуги, а также экономический рост", – заметил собеседник.

На пресс-конференции 25 апреля председатель ЦБ Мамаризо Нурмуратов отметил, что в первом квартале 2024 года объем трансграничных денежных переводов в Узбекистан вырос. При этом эксперт отмечает, что доля России и Казахстана в них сократилась с 84% прошлого года до нынешних 78%. Надо также отметить, что доля России сокращается значительнее, если в 2022 году было 87%, то уже в этом – 68%.

"Возможным решением для предотвращения возможных трудностей трудоустройства мигрантов из Узбекистана в России может стать вступление Узбекистана в ЕАЭС. В таком случае гражданам стран – участниц организации нет необходимости оформлять патент и получать разрешение на работу", – сказал Бобохужаев.

Сегодня граждане Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана уже пользуются этими возможностями, они освобождены от этих бюрократических проволочек.

Самые быстрые новости в Телеграм. Присоединяйтесь.