«Не жили хорошо, нечего и начинать»: как влияет на нас сидром выученной беспомощности?

 Женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, понимает, что не сможет самостоятельно из них выйти. Ребенок, подвергающийся травле в школе, не в силах дать отпор.

Женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, понимает, что не сможет самостоятельно из них выйти. Ребенок, подвергающийся травле в школе, не в силах дать отпор. Выгоревшая в декрете мать закрывается в своей апатии и усталости, но не просит о помощи.

Так проявляется выученная беспомощность — состояние, при котором человеку свойственно убеждать себя в том, что он не может контролировать или изменить происходящие с ним события, и, в результате, даже не пытается что то сделать. При этом человек в действительности далеко не всегда находится в безвыходной ситуации.

Почему же беспомощность именно выученная? Дело в том, что решающую роль в установлении и закреплении таких негативных психических установок играет предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали.

Данный феномен был открыт в 1965 году, когда два начинающих психолога, Мартин Селигман и Стивен Майер, вдохновившись опытом академика Павлова, решили проверить его и расширить его.

Селигман и Майер в качестве подопытных для своего эксперимента также выбрали собак. Они поделили подопытных на три группы: контрольную группу поместили обычные в клетки, вторую и третью — в клетки, в которые с определенным интервалом подавался ток, который подавался в этих группах одновременно, однако, собаки из второй группы могли его прекратить, нажав на педаль, а из третьей группы— нет.

Далее всех собак поместили в клетки, поделенные на две секции, в одной из которых шла подача тока, в другой, соответственно, нет. Собаке для того, чтобы попасть в безопасный отсек клетки было необходимо преодолеть невысокий барьер, и животные из двух первых групп это успешно с этим справлялись. Однако, собаки из третьей группы, уже привыкшие к ударам тока, ложились и скулили, будучи уверенными, что от боли им никак не избежать.

 Женщина, находящаяся в абьюзивных отношениях, понимает, что не сможет самостоятельно из них выйти. Ребенок, подвергающийся травле в школе, не в силах дать отпор.-2

Этому состоянию Мартин Селигман и Стивен Майер дали название «выученной беспомощности» и выдвинули следующее предположение: поскольку выученная беспомощность свойственна всем млекопитающим, значит, и человеку тоже. Таким образом, учёные внесли мощный вклад в развитие представлений о мотивации, доказав, что она бывает не только внутренней, но и внешней.

Вместе с тем, в 2016 году Селигман частично пересмотрел свою первоначальную позицию. Он предположил, что беспомощность не является приобретенным состоянием, а свойственным человеку от рождения. И только по мере того, как человек становится взрослым и накапливает определённый опыт, он преодолевает или же не преодолевает это состояние.

Выученная беспомощность зачастую проявляется через следующие фразы:

• «Как бы я не старался, я точно знаю, что ничего получится»;

• «Не жили богато, нечего начинать»;

• «Я никогда не получу эту должность»;

• «Я бы хотел научиться петь (танцевать, рисовать), но у меня нет таланта»;

• «Не вижу смысла голосовать на выборах. Это все равно ничего не изменит»;

• «Мы - люди маленькие, от нас в любом случае ничего не зависит».

Причины, по которым чаще всего возникает выученная беспомощность:

• Особенности воспитания - один из основных факторов. Так, если препят любой инициативе, исходящей от ребенка, не позволять самостоятельно в силу возраста решать свои проблемы и постоянно требовать послушания, то он, вполне вероятно, может вырасти пассивным и не уверенным в себе взрослым человеком;

• События травмирующего характера, пережитые в детском возрасте (повторные эпизоды психического или физического насилия);

• Неудачи уже во взрослом возрасте (провал крупной сделки, постоянная критика со стороны авторитарного начальства и т.д.);

• Преклонный возраст, хронические болезни - состояния, накладывающие физические ограничения, вынуждающие человека часто обращаться за помощью других людей.

Также необходимо учитывать, что выученную беспомощность можно в какой-то степени унаследовать. Зачастую дети реализуют модели поведения, свойственные их родителям.

Главная опасность синдрома выученной беспомощности в том, что он вначале формирует привычку негативно мыслить, затем это выражается в отсутствии желания как -то повлиять на ситуацию своими действиями, и такое поведение закрепляется на постоянной основе, в любых обстоятельствах. Появляется склонность к фатализму - вера в судьбу, рок, отсутствие желания взять ответственность за свою жизнь.

Важно отметить, что это состояние может возникнуть у любого человека, длительно находившегося в стрессовой ситуации и не имевшего возможности как - то повлиять не нее.

Что же делать, если Вы замечаете за собой поведение, свойственное при выученной беспомощности?

Вот несколько рекомендаций:

1) Постараться признать проблему. Понять в чем выражается такое поведение и чем конкретно оно мешает именно Вам.

2) Понять, что подкрепляет такое поведение? Возможно это просмотр страниц успешных людей в социальной сети.

3)Постараться стать более оптимистичным в своём поведении и мыслях.

4) Работать над своей самооценкой, например, вспоминать о своих достижениях

5) Постараться свести к минимуму общение с людьми, которые относятся к вам надменно.

6) Поставить для себя конкретные цели и задачи, необходимые для их достижения.

Необходимо помнить, что в этот период, для того чтобы избавиться от привычки мыслить негативно, очень важна поддержка родственников и друзей, которые способны дать положительное подкрепление в начале этого непростого пути.

Ниже представлено выступление Мартина Селигмана, в котором он описывает состояние позитивной психологии на современном этапе развития.

Благодарю за прочтение!

Юрист
Галицкая Д. С.
https://www.9111.ru/questions/77777777723888934/