Итак, мы подошли к важному моменту – в процессе развития и формирования возникают индивидуальные особенности. Если никто в семье этими вопросами не занимается или педагогически неграмотен, то эти сорняки сначала превращаются в небольшие всходы.
Чем больше мы давим на больные места, чем больше наказываем, угрожаем, манипулируем, тем быстрее закрепляем негативную установку о самом себе.
Ребенок вроде растет, вроде что-то пытается делать, но какая-то часть личности четко все про себя в глубине души уже понимает. «Не такой! Все делаю не так!».
Особенно сильно это проявляется при условном эмоциональном принятии. Когда вечно висящий у экрана тинейджер просто по умолчанию не заслуживает любви. Вот будет себя «нормально вести», выполнять требования и показывать «примерно поведение», тогда и поговорим.
То есть родительскую любовь нужно заслужить.
Так же при индифферентном отношении - равнодушии, эмоциональной холодности. Как правило в такой семье родитель сам личностно не зрелый. Других средств влияния просто не видит. Игнорирование и эмоционально-негативное отношение, конечно, эффективный способ добиться своего. Но вы буквально разбрасываете семена неуверенности, неразвитой идентичности.
И вот эта установка – «все делаю не так» как раз формируется именно тогда, когда мы пытаемся заставить двигаться по той траектории, которую мы считаем необходимой и правильной. Очень важный момент – не сын или дочь так хочет действовать, а вы. Как говориться, с высоты своего опыта. Но всю жизнь на этом топливе личность двигаться не будет. Человек должен отделиться и обладать собственными настройками, программами, которые как раз и будут формировать поведение. В том числе, справляться с трудностями и напряжением.
Что по факту происходит? К подростковому возрасту происходит психологическое отделение. Все, это отдельная личность, которая хочет решать за себя. При этом самостоятельно формулировать текущие задачи, проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации, и действовать по собственному усмотрению навыка нет. В этой точке всегда было сопротивление чужим требованиям и давлению.
Вот тут и появляется эта привычка, когда вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза и искать выход, проще и легче уйти от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Проще говоря, проблема настолько напрягает, что легче смыться от нее в другое измерение, чем что-то решать. И зависнуть там на час, день или несколько месяцев, а то и лет.
В зависимости от уровня сложности.
Вот она – система образования поведенческой аддикции.
И все это формируется в семье. При этом взрослые продолжают давить, манипулировать, угрожать, закрепляя поведение.
Так, в сознании зависимого человека главным стремлением становится поиск средств, чтобы уйти от реальности и справиться с чувством собственного бессилия, отсутствия воли вообще что-то за себя решать и как-то отвечать.
Такие подростки не только не способны адекватно реагировать на вызовы, но и останавливаются в своем развитии, вплоть до деградации.
Очень важный момент.
По большому счету ежеминутно каждый из нас предпринимает те или воспитательные маневры. Главное, чтобы эти действия были под руководством разума, а не чувств. Например, тревоги. Потому что эмоциональное напряжение и тревожность матери формирует такую же психологическую характеристику и у ее ребенка.
Проблемы есть, сложностей достаточно, но все двигается, все решается
Конечно, у всех по-разному, но очень часто цифровое поколение буквально окутано радиактивным облаком непринятия и вечной безнадеги. А как по- другому? Мы видим, что экран медленно, но верно заполняет сознание и сами впадаем в тревогу, совершая очередную воспитательную ошибку.
Главный вопрос – если вы не верите, что ваш сын или дочь способен самостоятельно справиться, принимать решения без вашего бесконечного доминирования и указаний, то откуда эти этим установкам возникнуть? Дети думают о себе так, что мы в ним видим. Поэтому, если уж и ожидаете грамотных поступков и решений, то создавайте ежедневно благоприятную почву, на который они вырастут, засеивая правильные семена.
Мы уже обсудили, как дети убегают от стрессовых ситуаций в цифровой мир, где нет проблем, ты и так герой стопятьдесятого уровня. Причем, мозг вырабатывает те же гормоны удовольствия, как и при реальных достижениях. Просто сиди, по клавишам бей – вот тебе счастье.
Чтобы этот паттерн не закреплялся, достаточно просто сместить свое отношение к проблеме. Убрав тревожность, страхи и другие эмоции, которые вечно управляют вами и толкают в реакцонное воспитание и к непродуманным действиям.
Сложности есть, но ты их решаешь. Становишься все более ответственным и берешь ситуацию под контроль. Применяйте законы воспитания, которые мы уже обсудили. При этом данная позиция поможет вам сохранять самообладание – когда мы то и дело лезем со своим идеальным планом, даже в случаях, когда подросток уже обладает способностью организовать свою деятельность без взрослого.
В 12 лет происходит резкий скачок в развитии. В этом возрасте ваш ребенок уже полностью может продумывать что он будет делать, к какому результату это может привести.
И самое главное, к какому результату эти действия в принципе могут привести.
Поэтому не нужно пытаться управлять поведением взрослеющего подроста, пытаясь предотвратить появление сложностей. Так вы просто навязываете свою траекторию, по которой никто не хочет двигаться.
Представьте, ощущения, когда ты играешь в онлайн игру, тебя захлестывают эмоции и бесконечный азарт, потому что у тебя все получается. Ты испытываешь такое удовольствие, что уже ждешь следующего раза. Когда можно будет поиграть.
Вот такое же состояние должен испытывать ваш сын или дочь, только в реальном мире, решая насущные проблемы. А для этого просто нужен адекватный взрослый, который очень спокойно обозначит ситуацию, поможет разобрать варианты развития событий и оставит наедине с собой, чтобы принять собственное независимое решение.
И всегда будет видеть прогресс – ты уже столько сложностей решил, и с этим справишься. Я помогу, если надо. Самое главное понять, что мы сами часто загоняем детей в угол безвыходности и безвыходности, и единственное, что остается – бежать, бежать быстрее в цифровой мир или вообще из этой жизни.
Поэтому главная установка родителя цифрового поколения – мой ребенок год от года берет все больше ответственности и полностью контролирует свое поведение. Вы задаете маршрут для психической системы, делайте это сознательно, чтобы не получалось ситуации, при которой сформировалась личность, которой при малейшем стрессе требуется дозаправка в виде иллюзорного способа выйти из конфликта.
Больше информации по теме: