Найти в Дзене

Как генерировать блестящие идеи и принимать смелые решения

Принятие управленческих решений важный навык в современном бизнес-мире и не только, однако помимо решений нужно уметь создавать новые идеи для развития путем командной работы. Эти два процесса тесно взаимосвязаны и имеют решающее значение для успеха.

Для создания новых идей потребуется такой навык как креативность. В этой статье расскажу про техники, которые помогут её в себе развить, даже если вы считаете, что креативность это не про вас. В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта, поглощающего всё новые сферы обработки информации, уникальная человеческая способность рождать свежие идеи становится все более востребованной.

Зарождение идей — это процесс создания новых мыслей, концепций и решений. В командной работе это крайне важно, так как объединение разных мнений и опыта участников может привести к самым неожиданным решениям. Чтобы способствовать созданию идей, рекомендуется создать прозрачную и доверительную среду, где вся команда чувствуют себя комфортно для выражения своих мыслей без страха осуждения. Такие методы, как мозговой штурм, шесть шляп мышления и другие могут быть полезными инструментами для креативного мышления.

-2
Для генерации идей подойдут следующие техники:
  • Мозговой штурм, он же МШ или брейнсторминг. Классика, где участники команды свободно выдвигают любые идеи по заданной теме, не критикуя их на первом этапе. Это помогает преодолеть психологические барьеры и стимулировать креативность.
  • SCAMPER (Substitute, Combine, Adapt, Modify, Put to another use, Eliminate, Reverse). Техника напоминает командную коуч сессию, так как проводится путем задавания систематических вопросов по схеме: заменить, комбинировать, адаптировать, модифицировать, использовать по-новому, исключить, обратить. Это генерирует нестандартные идеи (Поставь лайк если хочешь отдельную статью про эту методику)

Все эти техники задействуют разные психологические приемы для включения креативного мышления команды. Не переживайте если первые идеи будут простыми и банальными, их тоже нужно высказать, чтобы они не крутились в голове и не мешали появлению более нестандартных решений.

Итак, команда придумала идеи, следующим этапом будет принятие решений. Этот процесс включает в себя оценку, анализ и выбор наиболее подходящего варианта. Ключевыми факторами здесь являются внимательное рассмотрение всех возможных последствий, оценка преимуществ и недостатков каждой идеи, а также учет всех ресурсов. Важно, чтобы решения принимались на основе анализа данных и фактов, а не субъективных мнений или предубеждений.

Лидеры, ценящие своевременные и обоснованные решения, создают для своих команд и организаций лучшие условия для успеха. Поэтому важно выработать подход и процессы для эффективного принятия решений даже в самых сложных ситуациях.

-3
Для принятия решений подойдут следующие техники:
  • Анализ решений и проблем PDCA. Техника состоит из 4 этапов.
  1. Plan – планирование – этап, на котором конкретизируется проблема, осуществляется сбор данных, анализ причин и формулируются цели и план действий по решению проблемы.
  2. Do – действие – воплощение продуманного плана на практике.
  3. Check – проверка – после реализации плана команда выполняет контроль, оценивая результаты, сравнивая их с поставленными целями. Проводится сбор данных и их анализ.
  4. Act – корректировка – на основе проверки результата вносятся необходимые корректировки в начальный план. Цикл можно повторять снова и снова для достижения желаемого результата.
  • Матрица принятия решений. Структурированный аналитический инструмент для тех, кто любит все по хардкору и логике. Матрица помогает не просто оценить, но и сравнить различные варианты решений. Матрица строится следующим образом: сверху указываются критерии оценки вариантов (стоимость, эффективность, сложность и т.д.). Слева перечисляются рассматриваемые варианты решений. Каждый вариант оценивается по всем критериям, используя числовые оценки или вес. Тут главное не усложнять, а использовать 0, 1 и 2. Итоговая оценка варианта получается путем суммирования или средневзвешенного подсчета оценок по критериям. Вариант, который набрал самый большой итоговый бал, считается наиболее верным.
Но есть ещё одна методика, которая подходит как для генерации идей, так и для принятия решений, так сказать, два в одном. Давайте расскажу об этой технике подробней.
-4
  • Шесть шляп мышления. Автор данной методики Эдвард де Боно. Суть её состоит в представлении шляп разных цветов, символизирующих разные типы мышления - факты, эмоции, критику, позитив, творчество, управление дискуссией. Это должным образом организует процесс генерации идей.

Данная техника является более структурированной и продвинутой версией мозгового штурма. Игровая форма позволяет участникам по очереди "примерить" воображаемые шляпы шести разных цветов, символизирующих различные типы мышления и высказать свое мнение в соответствии с цветом.

  1. Белая шляпа. Позволяет участнику превратиться в аналитика для обсуждения и поиска объективных фактов, цифр, информации о ситуации.
  2. Красная шляпа. Наделяет участника эмоциями и разрешает использовать интуицию и предчувствия без объяснений.
  3. Черная шляпа. Превращает участника в пессимиста, который обсуждает негативные стороны, к каким последствиям это приведет, критикующего существующие варианты решения проблемы.
  4. Желтая шляпа. Если надели эту шляпу, значит стакан наполовину полон, да, вы теперь оптимист с позитивным взглядом, благодаря чему видите выгоды и скрытые преимущества от решения.
  5. Зеленая шляпа. Шляпа творца, надев её вы начинаете созидать творческие идеи, альтернативы, новые концепции и в целом нестандартные решения.
  6. Синяя шляпа - управление процессом мышления, организация обсуждения. В этой шляпе выполняется роль ведущего.

Таким образом, надевая каждую "шляпу" по очереди, все члены команды высказываются соответствующим образом. Данная техника позволяет взглянуть на ситуацию под различными углами и исследовать проблему, а также метод структурирует мышление и помогает преодолеть предубеждения.

Используя данные инструменты, вы сможете получить качественный анализ проблем, сгенерировать идеи и принимать решения с учетом многих факторов. Выбор методики зависит от задачи, состава команды и предпочтений.

Кроме того, после принятия решения важно обеспечить четкую коммуникацию и распределение ролей и обязанностей среди членов команды для эффективной реализации избранного курса действий.

В заключение хочу отметить, создание идей и принятие решений — это важные процессы для успешной командной работы. Формируя благоприятную среду для креативности и открытого обсуждения команды, вы сможете находить инновационные идеи и принимать взвешенные решения, ведущие к достижению общих целей.

Подпишитесь на мой блог прямо сейчас, чтобы получать регулярные советы. Ставьте лайк, если этот контент был полезен, и в комментариях пишите – как вы генерируете идеи и принимаете решения!