Найти в Дзене
Ирина Черника

Два друга. История 12. "Математика — царица наук!"

Ещё один учебный год был позади. Ребята с нетерпением ждали, когда им объявят оценки и распустят по домам. Впереди три месяца каникул! Можно будет заниматься чем хочешь! У Саши и Коли уже была куча планов, как интересно и с пользой провести предстоящее лето. Когда в класс вошла Антонина Терентьевна, все замерли в ожидании её слов. Она, как полагается, поздравила учеников с окончанием учебного года, пожелала хорошего отдыха и высказала надежду на то, что за лето они не забудут всё, чему научились на уроках. Наконец, дождавшись заветного "До свидания! До новых встреч в сентябре!", дети вскочили со своих мест и наперегонки с криком "Ура! Каникулы!" побежали к двери. Громче всех кричал Коля. С тех пор, как он стал ходить в школу, каждое лето он ждал, как манну небесную. Нет, нельзя сказать, что мальчику совсем было неинтересно здесь. Он даже любил некоторые предметы, например, историю, где Борис Петрович рассказывал о других странах, о событиях давно минувших лет, делился своими знаниями об укладе и быте древних людей... Коля с замиранием сердца слушал его рассказы и часто представлял себя в гуще удивительных событий. Ещё ему нравились уроки физкультуры и пения, где можно было не сдерживать свои порывы выделиться среди одноклассников. Даже на уроках литературы Коля находил для себя что-то интересное и познавательное. А уж как он любил у доски читать наизусть стихи! Мария Твановна всегда вызывала его первым и непременно ставила "пятёрку". Но вот математика ему совсем не давалась. Как не бился он с ней, эта наука была для него непостижимой. В конце концов Коля решил не мучиться больше: благо дело рядом всегда был друг, который выручал. Саша учился на одни "пятёрки", и математику знал великолепно. Но, как не старался он поделиться своими знаниями с другом, ничего не выходило. Коле было неинтересно вникать в азы этой науки, ему проще было списать домашнее задание. Однако на контрольных пробелы в знаниях давали о себе знать и результат оказывался плачевным. Тем не менее, Коля не унывал, решив, что в будущем ему не пригодятся все эти вычисления. Для себя он уже давно сделал выбор профессии - он мечтал стать пожарным. "Зачем пожарному математика? - рассуждал он. - Считать вёдра с водой при тушении пожара?" Поэтому все уговоры Антонины Терентьевны выучить материал прошлых лет он пропускал мимо ушей, надеясь на то, что, как и раньше. ему "нарисуют тройку". Но в этот раз его надежды не оправдались. Уже добежав до двери, мальчик услышал строгий голос учителя:

- Николай! А тебя я попрошу остаться!

Эти интонации Антонины Терентьевны ему были знакомы: ничего хорошего они не предвещали. Замерев, как вкопанный перед дверью, Коля почувствовал, как на его спине выступил холодный пот. Бежавший следом Саша "воткнулся" в него, затем - ещё кто-то, и ещё. Все эти толчки Николай ощущал как ножи в спину. Казалось, время остановилось. Ещё минуту назад он считал себя счастливым человеком, а теперь... "И что ей ещё нужно?" - подумал он про себя и медленно, пробираясь сквозь толпу одноклассников, побрёл к столу учителя.

- Я тебя подожду! - крикнул ему в спину Саша и выбежал из кабинета вместе с остальными.

Оставшись наедине с Антониной Терентьевной, Коля с замиранием сердца ждал, что она скажет. Но учитель не торопилась. Она пристально посмотрела на ученика, сделала глубокий вдох и села на свой стул.

- Присаживайся! - предложила она.

- Да я постою, - ответил Николай, не поднимая глаз.

Так, ему казалось, он быстрее освободится от её общества. Ведь за дверью его ждала свобода! Целых три месяца отдыха от бесконечных уроков, домашних заданий и нареканий от учителей!

- Ну, что же! - согласилась она с его решением и продолжила. - Четыре года, Николай, я старалась научить вас считать, решать примеры и задачи. Я несколько раз оставляла тебя после уроков. Но ты так и не усвоил материал. Я не могу дальше закрывать глаза на твоё невежество. Поэтому ты остаёшься "на осень".

Слова Антонины Терентьевны прозвучали, как гром среди ясного неба. Коля стоял и молча хлопал глазами, пока до него доходил смысл сказанного. Он знал, что несколько учеников из школы оставались в предыдущие годы "на осень". Это означало, что он, в отличие от своих сверстников, будет продолжать ходить на занятия до тех пор, пока учитель не посчитает нужным отпустить его.

- Как "на осень"? - не поверил он. - Вы шутите?

- Какие же здесь шутки? - строго спросила Антонина Терентьевна. - Ты не можешь решить простейшую задачу без помощи. Как же ты будешь усваивать более сложный материал, который начнётся в следующем классе?

- Я усвою, - попытался заверить её Коля, но тут же понял, что это бесполезно.

Учительница помотала головой и ответила:

- Вот когда усвоишь, тогда и пойдёшь на каникулы! А пока доставай тетрадку и пиши задание на понедельник! И помни! Не в твоих интересах прибегать к помощи друзей. Пока я не увижу, что ты сам решаешь задачи, ты будешь ходить каждый день в школу.

- Но это несправедливо! - возмутился Николай.

- Согласна, - подтвердила Антонина Терентьевна. - Несправедливо, когда одни учатся, а другие списывают в надежде, что учитель ничего не заметит. Поэтому не тяни время! Записывай задание и иди выполняй его!

Из кабинета Коля вышел мрачнее тучи. Он тащил свой портфель с таким негодованием и усилием, будто в него наложили кучу кирпичей, и будто это он был виновен в случившемся. Сидевший на стуле в коридоре Саша, завидев друга, вскочил с места и подбежал к нему.

- Ну, что там? Чего она от тебя хотела? - полюбопытствовал он.

Коля лишь мельком взглянул на товарища, затем - на закрытую дверь кабинета и, размахнувшись, со всей силы выбросил портфель вперёд. На его беду, дождавшись, когда ученики покинут школу, уборщица мыла полы. Девушка нередко подменяла свою бабушку, когда той "не моглось". В этот раз бабу Глашу снова пришлось отправить домой, у старушки подскочило давление, и вместо неё пришла Валентина, внучка. Она пару лет назад окончила эту же школу и теперь работала дояркой, а в свободное время помогала бабушке. Валентина уже домывала коридор, когда портфель, пролетев несколько метров, упал аккурат в ведро с грязной водой, расплескав её по полу и окатив девушку снизу доверху. Доли секунды понадобились ей, чтобы прийти в себя от подобного хулиганства учащегося. Она схватила мокрую тряпку со швабры и побежала за мальчишками с криком:

- Ах, вы черти! Даже в последний день не могут уйти спокойно. Вот я вам сейчас покажу кузькину мать! Только попадитесь мне!

Поняв, что натворили, друзья со всех ног бросились к выходу. Валентина не отставала. Казалось, для неё догнать хулиганов было делом чести. Увидев, что ещё немного и они скроются за тяжёлой дверью, уборщица размахнулась и бросила тряпку в обидчиков, задев ею Николая. Тот то ли от злости, то ли из озорства, то ли по инерции, схватил тряпку и запустил её назад. В этот момент на крики и шум из своего кабинета вышла директор. Она оказалась на пути летевшей тряпки. И надо было ей именно в этот момент выйти?! Тряпка прекратила свой полёт на груди Клавдии Ивановны, которая машинально поймала её и тут же кинула на пол. Костюм и настроение директора были испорчены. Резко изменившись в лице, Клавдия Ивановна крикнула:

- Что здесь происходит? Другого места для озорства не нашли?

У мальчишек от страха душа ушла в пятки. Они стояли, как вкопанные, боясь проронить слово. Валентина подбежала к директору и, подняв тряпку, принялась извиняться. Но чем больше она оправдывалась, тем глупее и смешнее выглядела. Не вытерпев, Клавдия Ивановна крикнула:

- А ну, вон из школы! Все! И чтобы я вас здесь больше не видела до сентября!

Забыв о своём страхе, Николай выпалил: "Спасибо!" и в следующую секунду скрылся за дверью. Саша, извинившись перед директором и уборщицей, ретировался вслед за другом. Но, сделав несколько шагов, Коля остановился. Стукнув себя ладонью по лбу, он произнёс:

- Портфель! Как же я буду делать задание по математике?

Оба задумались. Вернуться в школу был не вариант, Валентина не выпустила бы их без наказания. Ждать, когда она домоет пол и уйдёт, слишком долго. Махнув рукой, Николай пришёл к выводу:

- Видно, не судьба мне выучить математику. Скажу Антонине Терентьевне, что потерял тетрадку с заданием.

Придумав уважительную, по его мнению, отговорку, Коля направился домой. Отец ещё не вернулся с работы, а мать готовила обед. Завидев сына, она спросила:

- Ну, как дела в школе? Распустили вас на каникулы?

Коля, не решившись сказать матери правду, вздохнул и молча кивнул.

- А что недовольный такой? - не отставала та. - Или оценки плохие?

- Хоро-о-ошие, - протянул он и зачем-то добавил. - Я - лучший ученик в классе.

- Неужто? А Сашка? - допытывалась женщина, зная, что друг сына отличник.

- А Сашка ещё лучше.

После обеда мальчик ушёл на улицу. За игрой в лапту вечер подкрался незаметно. Каково же было удивление Николая, когда на пороге дома он встретил Антонину Терентьевну. Учительница уже уходила, но по недовольным лицам родителей Николай понял, что она им всё рассказала. У порога стоял его портфель. Дождавшись, когда за Антониной Терентьевной закроется дверь, мужчина бросился к сыну, по пути вытаскивая из штанов ремень.

- Значит, всё хорошо у тебя? Говоришь, лучший в классе? Вот я тебе покажу, как врать матери!

Коле ничего другого не оставалось, кроме как опрометью выбежать из дома. Отец погнался за ним, но у порога споткнулся о портфель, оставленный учителем, и растянулся на все сени, громко выругавшись. При падении он задел рукой полку с чугунками. Посуда полетела вниз. Мужчина еле успевал уворачиваться. Услышав за спиной грохот, Николай обернулся.

- А я предупреждал! - крикнул он, выглядывая из-за угла. - Эта учёба до добра не доведёт! Тоже мне, придумали: "Математика — царица наук". Царица, а ведёт себя, как простолюдинка. В школе от неё одни беды, так и дома - никакого спасу!

Услышав рассуждения сына, разъярённый ещё минуту назад отец сменил гнев на милость. Мужчина поднялся с пола и сказал:

- И всё-таки выучить её придётся.

Коля кивнул в знак согласия и, подняв портфель, поплёлся вслед за отцом в дом. Математику половину лета учили всей семьёй, пока Антонина Терентьевна не отпустила Колю на каникулы. Выдохнув с облегчением, он подумал: "И всё-таки правду говорят: "Математика — царица наук!"

---------------------------------------------------------------------------------------------

Предыдущие истории:

История 1. История 2. История 3. История 4. История 5. История 6. История 7. История 8. История 9. История 10. История 11.