Продолжу рассказ о выставке «Реализм. Живопись 1930-х – 1970-х гг.»
Бурная история страны нашла яркое отражение в творчестве художников-реалистов. В основе их произведений зачастую лежат события знаковые, в корне перевернувшие жизнь людей. Так, подлинным откровением для девушки-крестьянки стал приход в её родное село высоковольтной линии электропередач. Новая жизнь шла навстречу – с грохотом моторов, звоном натянутых проводов. Настало время выбирать новую судьбу …
У людей старшего поколения ностальгические чувства могут вызвать изображенные на полотне челябинский трактор «сотка» и трехосный грузовик ЯАЗ-214 с эмблемой «медведь» на капоте - детище ярославского автозавода-гиганта, подаренного Никитой Хрущёвым Украине.
Отнюдь не понаслышке знал своих героев архангельский художник Свешников. Он неоднократно бывал на Крайнем Севере в творческих командировках, и создал целую галерею образов жителей полярной тундры - ненцев. На картинах живописца они предстают людьми красивыми и отважными, смело преодолевающими бескрайние северные просторы.
Как видно, ненецкая девочка-пионерка взяла с собой на лето стопку книг. «Домашнее чтение» она будет совмещать с ездой на оленьих упряжках. И наденет уже не школьную форму, а расшитую национальную «паницу».
В своих творческих исканиях художник Попов, возможно, вдохновлялся многофигурными композициями средневековых мастеров. Ракурс «сверху», заданный советским живописцем, напомнил полотна Питера Брейгеля с их кипящим многолюдьем.
А вот художник Ломыкин, очевидно, был большим поклонником импрессионистов. И свои образные впечатления от летнего отдыха на даче – с сияющим самоваром на столе посреди цветущего сада – передал совсем неплохо
Оригинальна по своей композиции картина художника Руднева «Передвижная выставка в колхозе». Данный приём «зеркала в зеркале», к примеру, использовал Шекспир в «Укрощении строптивой». В его пьесе зрители смотрят на сцену, на которой комедианты, в свою очередь, разыгрывают представление перед важным зрителем - «высокородным лордом» Слаем.
На картине в центре внимания взыскательной публики известное полотно Татьяны Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Стало быть, в гости к ним приехала Третьяковская галерея! Рядом девочка возлагает весенние цветы-ландыши к бюсту какого-то военачальника или вождя. Но на Сталина не похож. И кто же он – может быть, маршал Л.А. Говоров (1897-1955), незадолго перед тем, в марте 1955 г., торжественно похороненный у Кремлёвской стены?
При работе над портретом девочки, умницы и усердной помощницы, художник Непостаев, должно быть, находился под впечатлением от статуэтки Ленинградского фарфорового завода «Дежурная. Юная помощница» (скульптор Г.С. Столбова, нач. 1950-х гг.) Очень уж совпадают и сюжетная идея, и композиция, и само название картины. Однако, девочка на картине симпатичная, собранная и серьёзная, только платье у неё какое-то мрачноватое.
Примером разнообразия творческих приёмов, используемых художниками-реалистами, может служить картина Ткачёва «Тихий вечер». Вид сельской улицы, согретой лучами закатного солнца, создаёт ощущение тишины и умиротворенного покоя. Автор лаконичными средствами, в присущей ему раскованной манере, передаёт свою любовь к родной земле
Ну, и какой же соцреализм без знатных доярок! Сцену посвящения в профессию художник Рыбин изображает как событие незаурядное, высоко значимое. Очевидно, пожилая колхозница немного переживет – как-то молодая помощница справится с её любимицами? – Ведь, молодо-зелено! Но заслуженная наставница может быть спокойна – её подопечная, красивая статная девушка, на новое поприще ступает без робости, бодро и уверенно.
Ну, бывает же такое, после созерцания этой «пасторали» привязалась старая песенка «В прибрежном колхозе» в исполнении Георга Отса. Пластинка Ленинградской фабрики с этой мелодией когда-то была в нашей семье. Как же душевно пел эстонский певец:
Каждого из нас в селе подруга ждёт,
Под вечор к причалу нас встречать идёт.
Только редко вижу мою зорьку я:
Знатная доярка, бригадир она
(«Rannakolhoosis». Музыка В. Оякяра, слова В. Вааранди, перевод с эстонского П. Антона. 1950)
Вааранди …Сейчас трудно поверить, что когда-то в Эстонии были «колхоозисы» со знатными доярками, победительницами соцсоревнования. И не было чудовищных маршей недобитых эсэсовцев, стартовых площадок «Хаймарсов» и баз НАТО, ответно взятых в целеуказание.
Прибрежный колхоз также представлен на полотне художника Мазитова. Его героини, юные рыбачки, с неповторимым изяществом плетут сети, подобно арфисткам, перебирающим звонкие струны.
Молодым покорителям сибирских просторов посвящена картина Симонова «Белая ночь». Вид гигантской стройки вселяет в души молодых мечтателей-«шестидесятников» окрылённую надежду. Они не боятся трудностей, и уверенно смотрят в будущее!
Но нужно заметить, что далеко не все мечты романтиков, уехавших в 1960-х «за туманом и за запахом тайги», впоследствии осуществились. Впереди был брежневский застой, потом горбачёвская перестройка …
И что же в итоге - следует выбросить творения советских художников «на свалку истории»? Думается, что это было бы неразумно и кощунственно. Даже не споря о художественных достоинствах произведений, нужно признать, что они являются реальными свидетельствами великой эпохи, не подлежащей забвению.
Вместе с тем, не стоит впадать в чрезмерную благостную идиллию. Примером может служить картина Бориса Афанасьевича Петрухина «Пионерка (Пионерское лето)», созданная в 1937 г. Яркая гамма полотна создаёт настроение ликующего торжества жизни в расцвете благодатного лета. И девочка, читающая книгу в пионерском лагере, предстаёт подлинным олицетворением счастливого детства в Стране Советов.
Далеко не столь счастливо сложилась судьба самого художника. Через год он был арестован по ложному доносу, осужден по статье 58 п. 8, 11, и расстрелян 3 октября 1938 года как «враг народа» близ местечка Селифонтово Ярославского района. В 1957 г. полностью реабилитирован Верховным Судом СССР за отсутствием состава преступления.
Возможно, мастер заранее ощущал сжимавшееся вокруг него кольцо – будущих жертв обычно предварительно громили на худсовете. Но вопреки всему, наследие он оставил светлое, пронизанное любовью к жизни. Творил с надеждой, что злоба и чёрная клевета не коснется изображенной им девочки.
Хотя бы поэтому стоит посмотреть выставку в ярославском Губернаторском доме