В этом году исполняется 90 лет со дня провозглашения писателем Максимом Горьким курса на создание нового творческого направления – социалистического реализма. Однако в течение 30-ти последних лет, начиная с перестроечных времен, этот стиль подвергался яростной критике как «упадочный, псевдо-художественный». По выводам либеральной мысли, соцреализм являлся даже не искусством, а всего лишь средством партийной агитации и пропаганды. И посему, как «наследие тоталитарного прошлого», должен быть «выброшен на свалку истории».
Среди убийственных характеристик встречались и такие: «Соцреализм – это стиль, восхваляющий начальство в доступной ему форме».
Впрочем, проявления нетерпимости были взаимными. Достаточно вспомнить, как в 1962 году экспрессивный Никита Сергеевич Хрущев выражался на выставке авангардистов в Манеже, грозя им той же «свалкой истории». А в 1974 году с подачи главного идеолога Суслова была разогнана «бульдозерная выставка».
Так или иначе, недавно открывшаяся в Ярославле ретро-экспозиция «Реализм. Живопись 1930-х – 1970-х гг.» вызвала интерес. Из представленных на ней работ раньше довелось видеть только картину художника Вячеслава Бычкова (1877-1954) «Флотилия. Канал Москва-Волга».
Вспомнилось, что несколько лет назад, когда впервые увидел её на выставочной афише, с иронией подумал – вот, истинный образчик социалистического искусства – даже кильватерную колонну возглавляет сам товарищ Сталин! В смысле, что в головном судне узнавался флагман канального флота теплоход «Сталин». Это на нём в фильме «Волга-Волга» зажигали Орлова и Ильинский.
Но когда в зале получше рассмотрел полотно, вся ирония улетучилась сразу, в одно мгновенье. На табличке была означена скорбная и памятная дата «1941 г». Изображенный на картине праздник был последним мирным довоенным Первомаем. Уже через считанные недели участники этого ликующего действа встанут в ряды защитников Отечества. А летящие над Кремлем самолеты ТБ-3 будут бомбить немецкие переправы на Березине. И погибнут один за другим. Воистину, такие картины не просто живопись, но и вехи великой истории …
Тогда отметил ещё одно существенное обстоятельство. Судя по аннотациям, многие из представленных живописцев являлись учениками лучших мастеров XIX в. – И.Е. Репина, В.А. Серова, Н.А. Касаткина. Так, тот же Вячеслав Павлович Бычков с большой серебряной медалью окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества по классу К.А. Коровина.
Даже следуя канонам соцреализма, его жесткой сюжетной канве, они стремились привнести в свои работы творческое видение, унаследованное от лучших традиций русской живописи.
На новой выставке также присутствовали работы, проникнутые искренним чувством и тонким восприятием окружающего мира.
Так, совсем не похожа на крепких комсомолок-ударниц героиня картины Михаила Кугача «Последний троллейбус». Видно, что юная кондукторша смертельно устала за долгую смену и сильно продрогла. Тем не менее, пользуясь свободной минутой, девушка увлечённо читает книгу. Наверно, это стихи Пушкина или Блока. И право, нет в этой трогательной сценке никакой «тоталитарной натяжки» – действительно, Советский Союз был самой читающей страной в мире.
Как давнему жителю Ярославля, интересно было рассмотреть ретро-панораму города с силуэтом ТЭЦ-1 и волжскими пароходами у причалов. Юноша, уверенно держащий весло, чем-то напомнил статую Геркулеса Фарнезского. И деяние ему предстояло совершить под стать античным героям – прогнать огромный плот между опорами железнодорожного моста.
Меж тем, дата «1951», указывала на время весьма тревожное – шла Корейская война, наши МИГи уже ловили в прицелы заокеанские Глостеры «Метеоры», а чуть позже - «Сейбры» …
Полон творческого энтузиазма лидер музыкальной группы на картине художника Дарьина. Теперь-то он сможет придать своему ансамблю новое звучание – позади поспешает басист, обвешанный домрами и балалайками. В предвкушении захватывающего концерта артистов сопровождают поклонники - девочка и мальчик. Да, в то время музыканты ещё ходили на выступления пешком, и сами таскали на себе инструменты, не рассчитывая на миллионные гонорары.
Хорошие впечатление оставило полотно Ульянова «Тёплый вечер». На первый план мастер вынес семейную пару среднего возраста. Супруги присели на скамеечку возле реки, чтобы немного передохнуть после трудового дня. Видно, что в их отношениях много лада и взаимной привязанности. Закатное вечернее солнце согревает любящую чету своим теплом.
Фоном для своей картины мастер избрал панораму приречного села, с жизнью кипучей и оживлённой - еще не затронутой массовым исходом жителей в большие города.
Интересно было посмотреть, как трактовали художники-реалисты образы мальчишек. Уж точно, «белыми и пушистыми» тогдашние пэтэушники не были - «слово пацана» держать умели. Высоцкий пел:
Не досталось им даже по пуле,
В «ремеслухе» — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть… Но рискнули
Из напильников сделать ножи
Но, как видно, тогдашних учащихся ПТУ волновал не только делёж уличных территорий и «кровь на асфальте» – они внимательно изучают чертежи, принесённые мастером.
Тут есть над чем подумать - показанная деталь имеет сложный контур с пазами, требующими точной фрезерной обработки.
Какой-то проблемой озадачен юноша на полотне Максимова «Ремесленник». Но скорее, парень просто задумался о жизни - к себе он плотно прижимает портфель с учебниками.
Совсем не похож на героев современных "культовых" криминальных сериалов молодой рабочий Ярославского автозавода по производству тяжёлых грузовиков. Видно, что парень он весёлый и компанейский, с открытой русской душой. Но при случае спуску не даст – руки у него крепкие, как у участников нынешних смешанных единоборств
И уж полным откровением стала картина Мазитова «Утро на привале». Полотно 1955 г. невольно ассоциировалось с роковым походом лыжной группы Дятлова (1959). Палатку, очень похожую на дятловскую, туристы столь же рискованно поставили на заснеженном горном склоне. На картине их 10 человек (в команде Дятлова тоже было 10, но потом домой отправили Юдина).
Судя по всему, показанный поход тоже был многодневным – с собой ребята взяли ватные спальники, пилу, топор и сигнальные фонари. Столь же тщательно подобраны широкие лыжи с бамбуковыми палками. Только вот крепления они выбрали жесткие, совмещённые с лыжными ботинками. Тогда как дятловцы шли в тёплых валенках с мягкими креплениями.
Наверно, такое же радостное настроение – с шутками, приколами и дружескими розыгрышами, с улыбками очаровательных девушек - царило в команде Дятлова вплоть до страшного исхода. Художественное произведение позволяет наглядно представить трагическую остроту момента при внезапной смене обстоятельств.
И что особенно удивительно, крепкий парень на картине – очевидно, старший группы – чем-то похож на Игоря Дятлова – такой же уверенный в себе, плечистый, в характерной спортивной шапочке.
Конечно, художник Мазитов не был Нострадамусом. Фантазии-фантазиями, но почему-то захотелось пожелать этим ребятам успешно завершить свой сложный маршрут по коварной возвышенной местности. Чтобы никакая «неведомая сила» вдруг не омрачила их молодого жизненного задора.
Схожие ассоциации, не совсем совпадающие с замыслом художника, вызвало полотно Чернышева «Летом в городе». Решил показать его, хотя на данной выставке оно отсутствовало. Картину самобытного мастера организаторы на сей раз оставили в запасниках. Странно, в собрании музея она показалась одной из лучших по живописи.
Николай Михайлович Чернышев (1885-1973) был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества по классу В.А. Серова и А.Е. Архипова. А в 1920-х стал одним из столпов художественного объединения «Маковец». И в своём последующем творчестве под видом соцреализма, по сути, исповедовал ранее избранное кредо. «Начальство» сумело распознать это лишь в 1949 г., когда мастер был обвинён в формализме, и уволен из Московского государственного художественного института.
На полотне «Летом в городе» художник изобразил двух девочек, забравшихся на подоконник, чтобы полюбоваться восхитительной панорамой вечерней Москвы. Судя по крупным габаритам оконного проёма, действие происходит в одной из московских высоток сразу же после заселения квартиры. Слева от окна висит временная занавеска. Мягкий завораживающий колорит картины прекрасно передает настроение теплого летнего вечера.
Однако, реалии 21-го века продиктовали несколько иное прочтение сюжета. Все, кому показывал эту картину, возмущённо комментировали: «Куда смотрят родители!? Они же на раму облокотились! Одно движение – и обе полетят с 20-го этажа»! Действительно, окно, похоже, отрывалось наружу – никаких петель внутри не наблюдалось.
Также хотелось бы пожелать и девочкам, и их родителям, быть более осторожными и осмотрительными. А художникам – учитывать подобные нюансы!
Продолжение рассказа о выставке будет в следующей статье