Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Дерзкий фильм о советском офицере из концлагеря, добравшемся до Гитлера

Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич большинству зрителей запомнился как автор легендарного телефильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978). На в его фильмографии есть и другие, тоже очень яркие работы в приключенческом стиле. Правда, их киноведы встречали очень холодно, а критики не скупились на нелестные отзывы. Одной из лент, также вызвавшей осуждение специалистов, стала «Дерзость» (1972) — история о противостоянии советского офицера и фашистов.

Кадр из фильма «Дерзость»
Кадр из фильма «Дерзость»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Карьера Юнгвальд-Хилькевича начиналась сложно. Первый его фильм, «Формула радуги» (1966), попал в опалу. Следующий, «Внимание, цунами!» (1969), прошёл средне, третий, «Опасные гастроли» (1969), критики разгромили. Но режиссёр шёл своим путём и очередную работу, экранизацию повести Василия Земляка «Подполковник Шиманский», задумал опять как авантюрную.

Кадр из фильма. Николай Олялин и Борис Зайденберг
Кадр из фильма. Николай Олялин и Борис Зайденберг

Сценарий Земляк написал сам, ему это было не впервой, за реализацию взялась Одесская киностудия, где работал Юнгвальд-Хилькевич и где вообще тяготели к картинам развлекательным. Вообще

Одесская киностудия славилась некоторой вольностью за счёт удалённости от Москвы и Ленинграда, режиссёрам там позволяли экспериментировать, и нередко это были очень удачные эксперименты.

Главную роль в новом фильме Юнгвальд-Хилькевич предложил Николаю Олялину. Ему предстояло вновь стать военным (такое в карьере Олялина уже было и будет ещё многажды). Но на этот раз

советский подполковник Андрей Клименко, сбежавший из концлагеря с товарищем, превращался в настоящего супергероя, которому удаются любые дерзости

(и за эту непобедимость Клименко критики позже ругали режиссёра): он на пару с товарищем с лёгкостью получает разрешение на работу в оккупированном городе, в одиночку подрывает фашистский поезд, спасает попавшего в западню партизана, убегает от эффектной преследовательницы-артистки, перешедшей на сторону фашистов, а потом и вовсе перевоплощается в немецкого аса, лётчика-испытателя, под видом которого и проникает в ставку Гитлера.

Кадр из фильма. Вот-вот появится фюрер. В центре — Николай Олялин
Кадр из фильма. Вот-вот появится фюрер. В центре — Николай Олялин

Любопытно, что при этом Клименко — не профессиональный разведчик, и даже не подготовленный участник опергруппы, а обычный военный, в мирное время работавший экономистом! При этом

он может собрать взрывное устройство, водит машину на профессиональном уровне и, что самое занятное, отменно вписывается в офицерское фашистское общество.

Сразу оговорюсь, что Николаю Олялину роль супергероя удалась: он одинаково гармонично смотрится и в гимнастёрке, и в костюме штатского и в немецкой форме.

Кадр из фильма. Владимир Гуляев
Кадр из фильма. Владимир Гуляев

Партнёром Николая стал Владимир Гуляев, которому тут досталась вторая главная роль.

Владимира режиссёры нечасто приглашали играть центральных персонажей (и очень жаль), но в этой работе у зрителей появился шанс увидеть Владимира немного с иной стороны:

как немногословного, но делового и местами горячного старшину Николая Белоуса, страдающего от того, что вместо передовой он вынужден тратить время на безделицу, ожидая призрачной встречи с партизанами. Напомню, кстати, что

Владимир Гуляев — боевой лётчик, кавалер двух орденов Красного знамени и Отечественной войны и участник Парада Победы 1945 года.
Кадр из фильма. Валентина Гришокина
Кадр из фильма. Валентина Гришокина

Конечно же, были в «Дерзости» и женщины. Нонну, сестру погибшего товарища Клименко и Белоуса, сыграла Валентина Гришокина, а вот роль той самой танцовщицы, женщины-вамп, работавшей на фашистов, режиссёр отдал супруге Татьяне Черновой.

Кадр из фильма. Пособница фашистаов Лидия Георгиевна, она же Клара Фотс после того, как с ней неудачной попытки арестовать Клименко
Кадр из фильма. Пособница фашистаов Лидия Георгиевна, она же Клара Фотс после того, как с ней неудачной попытки арестовать Клименко

Хрупкая, изящная Татьяна и в реальной жизни занималась танцами и прежде была артисткой театральной. В кино она впервые появилась в предыдущем фильме мужа «Внимание, цунами!», потом снялась ещё пару раз, но в итоге предпочла другой путь, выбрав профессию помощника режиссёра.

Фото со съёмок. Владимир Балон и Татьяна Чернова. А если присмотритесь, то на фотокарточке в руке героини увидите Владимира Гуляева
Фото со съёмок. Владимир Балон и Татьяна Чернова. А если присмотритесь, то на фотокарточке в руке героини увидите Владимира Гуляева

Также в картине можно увидеть Фёдора Одинокова, Александра Суснина, Бориса Зайденберга и двух актёров, которым через несколько лет принесут колоссальную популярность «Мушкетёры»: Владимир Балон и Юрий Дубровин.

Кадр из фильма. Владимир Балон
Кадр из фильма. Владимир Балон

Оба к моменту первой встречи с Юнгвальд-Хилькевичем были не новичками в кино, но большой известности не имели. Впрочем, и «Дерзость» не стала для Балона и Дубровина такой уж блестящей путёвкой в киножизнь. Но зато «Д’Артаньян и три мушкетёра», куда их вновь пригласил Юнгвальд-Хилькевич, вывела обоих на совершенно иной уровень.

Кадр из фильма. Юрий Дубровин
Кадр из фильма. Юрий Дубровин

Вышедшую в 1972 году «Дерзость» критики не приняли, а зрители встретили сдержанно (в отличие от похожих по стилистике «Опасных гастролей»).

Фото со съёмок. Николай Олялин и Волдемар Акуратерс
Фото со съёмок. Николай Олялин и Волдемар Акуратерс

Фильм критиковали за попытку «нажиться» на военной тематике (тема действительно затронута непростая — строительство тайного гитлеровского бункера «Вервольф» под Винницей. Да и в начале ленты звучит посвящение всем погибшим на этой колоссальной стройке), фантастическую неуязвимость и удачливость главного героя, неуместную пафосность и навязчивое заигрывание с аудиторией. И в целом эта критика справедлива, если смотреть на картину как на героико-патриотическую.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Но если посмотреть на «Дерзость» как на историю приключенческую, авантюрную, в чём-то, возможно, плутовскую, то смотрится она невероятно увлекательно и оторваться от неё сложновато, она действительно держит в напряжении. В общем,

если вы отнесётесь снисходительно к неувязкам, порой очевидным, сценария и увидите в Андрее Клименко супергероя, то фильм вам понравится, он затягивает.

Но назвать «Дерзость» серьёзной, продуманной, драматичной историей о войне нельзя никак (хотя там есть и подполье, и партизаны, и предатель, и взрывы, погони, перестрелки и даже трагедии).

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: