Шпионская лента «„Циклон“ начнётся ночью» (1967) может считаться одним из родоначальников этого жанра. За двадцать лет до его выхода зрителей покорил ловкий и отважный герой фильма «Подвиг разведчика» (1947), однако потом подобные сюжеты ушли в тень. Но вот с конца шестидесятых шпионские военные фильмы о разведчиках, проворачивающих серьёзные операции под носом у фашистского руководства, стали набирать популярность. И пока Владимир Басов доснимал эпопею «Щит и меч» (1968), а Савва Кулиш работал над «Мёртвым сезоном» (1968),
на Рижской киностудии сделали ленту «„Циклон“ начнётся ночью», посвящённую полувекому юбилеею КГБ и его предшественников. Её премьеру на тв приурочили к празднику — впервые фильм показали в конце декабря 1967 года,
когда отмечалось то самое пятидесятилетие органов безопасности (а 20 декабря неофициально именовалось Днём чекиста).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий написали дебютанты Дмитрий Морозов и Иван Воробёв, а в его основе была повесть Дмитрия Морозова «Тридцать шесть часов из жизни разведчика». Считается, что писатель рассказал о реальных событиях, происходивших осенью 1944 года.
Тогда в Карпатах ещё оставались немецкие формирования, и фашистское руководство решило организовать из них диверсионных группы по типу партизанских отрядов. Разрабатываемая операция получает название «Циклон».
Руководителем на месте назначен капитан Шварцбрук, очень хитрый и опытный специалист, который уже работал на оккупированной территории Украины, прекрасно владеет русским языком и в 1943 году участвовал в похищении Муссолини. Шварцбрук — персона засекреченная, его мало кто знает в лицо, но в текущей ситуации это огромный плюс. Капитан прилетает в Берлин, чтобы получить инструкции и через пару дней отправиться в Карпаты. В Берлине Шварцбрука поручают заботам исполнительного обер-лейтенанта Либеля, который на самом деле — советский разведчик.
Либель пытается склонить Шварцбрука к сотрудничеству, шантажируя его причастностью к покушению на Гитлера (а это событие, случившееся несколько месяцев назад, до сих пор будоражит фашистских начальников, поскольку следствие по делу всё ещё идёт). Однако Шварцбрук не соглашается, пытается сбежать и, затеяв перестрелку с Либелем, сам в ней и погибает. И тогда возникает новый план:
в качестве Шварцбрука в Карпаты улетит разведчик Мишель, товарищ Либеля, и организует работу диверсионных групп так, чтобы вывести их к советским войскам.
Но когда самолёт уже готов к взлёту, выясняется, что в Карпатах Шварцбрука ждёт некто Вилли Крюгер, обер-лейтенант, отлично знающий его в лицо, ведь они помогали Муссолини вместе.
Вот только до Мишеля эту информацию уже не донести, и как только он попадёт к Крюгеру, его тут же раскроют.
Съёмки шпионской картины доверили режиссёру-женщине. Ада Неретниеце к тому моменту уже была зрелым кинематографистом с почти 20-летним опытом. Начинала она с документального кино, но после перешла в игровое, и «„Циклон“ начнётся ночью» (это, кстати, пароль из фильма) был уже седьмой её художественной картиной.
Главные роли получили Пётр Горин (Мишель) и Анатолий Ромашин (Либель). Позднее Пётр Горин ещё не раз примерит на экране форму, а вот Анатолия Ромашину куда чаще будут видеть в образах интеллигентных мужчин разных эпох,
а в опальной «Агонии», снятой Элемом Климовым в 1974, он и вовсе сыграет последнего русского императора.
В роли Шварцбрука — Леонид Сатановский, а в ролях начальников-фашистов — прибалты Артур Димитерс и Ольгерт Шалконис. Вилли Крюгера сыграл Лев Перфилов, за которым уже закрепилось амплуа отрицательного героя. Здесь его персонаж довольно необычен: он почти всегда спокоен и с лёгкостью избивает людей, а действия подчинённых обсуждает, щёлкая семечки.
В небольших ролях ищите Любовь Малиновскую, Анатолия Азо, Станислава Коренева, Юрия Боголюбова.
Премьерный показ фильма «„Циклон“ начнётся ночью» аудиторию заинтересовал и в силу того, что похожих сюжетов в кино и на телевидении было совсем мало, и в силу того, что и сама картина действительно неплоха, тем более для своего времени. Но ей пришлось всерьёз конкурировать с вышедшим примерно в то же время кинофильмом «Путь в „Сатурн“» (1967), а позже её затмили и новые многосерийные телефильмы, включая упомянутый выше «Щит и меч» (1968) и снятые в семидесятые «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Вариант „Омега“» (1975). Сейчас «„Циклон“ начнётся ночью» вряд ли можно причислить к популярным лентам, но это определённая качественная и любопытная история, пусть и не лишённая некоторой схематичность и стереотипов, но безусловно достойная внимания.
А какой ваш любимый фильм про разведчиков?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: