Многие важнейшие понятия как бы утратили объёмность в сравнении с тем, как они понимались во времена расцвета культуры. Века быстрого развития технических средств создали мировоззрение, в котором "техника" заявила о своём главенстве во всём – в смысле доминирования внешних навыков и умений над внутренней сущностью.
А прагматизм, выразившийся в стремлении ускорить те достижения, которые принесут зримые результаты, тоже сыграл свою роль в процессе "уплощения" тех явлений, ценность которых – именно в их "объёмности".
Таким объёмным понятием является "музыкальность". В результате обозначенных причин, о музыкальности многие стали думать как об имеющей отношение только к музыкальному искусству. И это ошибочное мнение сказалось не только на музыкальном искусстве, но и на многих процессах, относящихся к творчеству и развитию познавательных, и многих других способностей.
Когда в 20-м веке на очередной волне, справедливо поднимающейся в противовес узости обучающих методик, в очередной раз стали входить в моду подходы, объединяющие знания, – многие обрадовались "новой находке" так, как будто вся многотысячелетняя культура человечества не доказала эти древние, как само человечество, истины о том, что всё ценное – глубина и объёмность, что талантливая деятельность вырастает при качественном и разнообразном "питании" сознания и духа воспитуемых.
Одним словом, что воспитание должно идти впереди обучения. А обучение мастерству требует развития многих знаний и представлений, часто очень "далёких" от непосредственного предмета обучения. – Кажущихся далёкими, а в действительности, углубляющих сознание, развивающих мысль и воображение, воспитывающих чёткость мысли и возвышающих дух и т.д.
Но об этом в века самонадеянности науки просто "забыли"; забыли, что эти общекультурные подходы уже давно найдены человечеством и эффективность их подтверждена практикой.
И если бы не ложное убеждение в том, что в Древности знали и умели значительно меньше чем в века "технического прогресса", то эти простые истины не надо было бы открывать заново.
О, это таинственное для многих понятие "музыкальность"… Если бы Учение Платона, и вообще философия как таковая, не считались отвлечённым знанием, если бы к мудрости относились как к ценному и практическому опыту (а не как к "технике" мудрствования), то и такие истины, как объёмность явления "музыкальность" умели бы применять, не считая "откровениями" методики, когда учеников учат многому, чтобы они преуспели в чём-то одном.
Музыкальность воспитывается и поэзией, и живописью, и путём возвышения воображения, и путём "рассматривания" явлений красоты – в природе, в поступках людей, в явлении мысли. Поскольку всё это – ритмы, вибрации, явления гармонии – всё то, из чего и "складывается", а точнее, синтезируется, явление музыкальности.
Музыканты скажут, что прежде всего нужен слух, и это верно, но слух без "аккорда", в котором и мысль, и чувство красоты, и чувство гармонии в её самом широком проявлении – тоже не даст искомого явления "музыкальность".
В истинной музыкальности – и чуткость к красоте, и одухотворённость мысли и воображения, и логика, и сердечность. Так что предстоит заново "открывать" то, что было известно всегда. Но сейчас у человечества имеются знания о психической энергии, поэтому процесс осознания пойдёт стремительно. Важно – уяснить, что всё истинно ценное есть Синтез. Причём, в одухотворённом смысле этого понятия. Можно сказать - благородный синтез.
"…музыкальность. Это качество проявляется, как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность…" (Живая Этика": "Надземное", 42).
О "земном" и "космическом" в явлении "музыкальность" поговорим в дальнейших наших публикациях.
Автор статьи Гореликова М. В.