Найти в Дзене
Звук и мысль

Слово и смысл. Понимание речи без знания языка

Всё, что касается вопросов психической энергии, с одной стороны – очень просто, поскольку психическая энергия проявляет себя во всём, и каждый человек может наблюдать её качества в себе – как в пульсе сердца, так и в следствиях своей мысли, взгляда, прикосновения. Так все предметы, а в руках музыкантов – их инструменты – напитываются излучениями ауры, от качества которых зависит и то, как инструмент сохраняется, и, главное, – как он звучит. Один и тот же инструмент имеет неповторимые качества тембра в разных руках даже при равной степени мастерства. Эти приведённые примеры – лишь очень малая часть бесчисленных проявлений психической энергии, которые может наблюдать каждый. Кстати, можно экспериментировать с растениями, наблюдая воздействие звука, сопровождаемого мыслью благотворной, и "без мысли" – относительно, конечно, поскольку сознание так или иначе воздействует. Можно наблюдать воздействие мысли как таковой, без звука. Все такие опыты полезны развитием внимания к тому, что редк
Фото автора
Фото автора

Всё, что касается вопросов психической энергии, с одной стороны – очень просто, поскольку психическая энергия проявляет себя во всём, и каждый человек может наблюдать её качества в себе – как в пульсе сердца, так и в следствиях своей мысли, взгляда, прикосновения. Так все предметы, а в руках музыкантов – их инструменты – напитываются излучениями ауры, от качества которых зависит и то, как инструмент сохраняется, и, главное, – как он звучит. Один и тот же инструмент имеет неповторимые качества тембра в разных руках даже при равной степени мастерства.

Эти приведённые примеры – лишь очень малая часть бесчисленных проявлений психической энергии, которые может наблюдать каждый. Кстати, можно экспериментировать с растениями, наблюдая воздействие звука, сопровождаемого мыслью благотворной, и "без мысли" – относительно, конечно, поскольку сознание так или иначе воздействует. Можно наблюдать воздействие мысли как таковой, без звука. Все такие опыты полезны развитием внимания к тому, что редко осознаётся, но при этом находится в основании качества всей жизни, качества творчества в том числе.

Это то, что относительно просто. Сложность же в вопросах, касающихся психической энергии, в инерции, привычках, установках. Даже в комментариях иногда можно видеть, как мысль движется по тем направлениям, к которым привык читающий, и мало соотносится со смыслами статьи. Мы все воспринимаем окружающее, и слово, и мысли других – сквозь призму нашего сознания, а часто во многом – в свете установок, не столько вникая в сказанное, сколько заранее предопределяя, "додумывая"; нередко люди видят и слышат не то, что "звучит", а то, к чему привыкли, или приучены.

"Приученность" же к тому или иному отнюдь не всегда означает правильность. Установки бывают неверными, даже будучи проявлением мировоззрения многих людей, даже будучи основанными на очень авторитетных мнениях. В этом смысле внимание к психической энергии – это ещё и важнейшее средство очистить свою интуицию, а точнее, непосредственное духовное чувство, или тот "голос сердца", игнорировать знаки которого неполезно ни в чём.

Один из примеров действия психической энергии – понимание смысла речи при незнании языка. В человеке есть множество нераскрытых ещё возможностей: природа человеческая глубока, а наука ещё только приближается к изучению психического плана, и совсем не учитывает план духовный, где находятся нетленные накопления опытов многих существований, в бессмертной "части" существа "сохраняются" все лучшие из накопленных способностей, талантов и качеств.

Духовно развитые люди обычно обладают и духовной чуткостью – способностью чувствовать всю полноту мысли говорящего, а также мотивы действий людей, и, кроме того, истинные значения символов в искусстве.

Чем более развито сознание, тем глубже понимает человек искусства и может выразить идеи произведений. Как бы ни было важно образование в его объёме, в таких вещах как понимание сути, смыслов, огромную роль играют накопления, хранящиеся в духе. И, что важно, понимание важности "инструмента" психической энергии. Без этой чуткости энергии ("сердца") человек не может применить результаты опытов своих прежних трудов, или "адаптировать". ( Знания о психической энергии и внутреннем строении человека нужны учителям ещё и для того, чтобы уметь помочь ученикам одарённым, то есть имеющим успешные труды в прошлых жизнях, адаптировать врождённую восприимчивость к изменившимся условиям, в этом новом воплощении.)

Во всей жизни пагубно сказывается небрежение к "тонкой" стороне жизни – к энергии, которая поверх слов, поверх выражений. Как часто происходят недопонимания, недоразумения, обиды и вражда – только по причине того, что люди находят разные смыслы в сказанном.

Но слово и не может выразить в полноте весь "аккорд" звучания мысли, сознания говорящего или пишущего. При неоспоримой значимости слова, без непосредственного чувства смысла даже самые точные формулировки и самые талантливые выражения могут не достигнуть сознаний, или же вызвать обратные смыслу реакции.

Очень важную роль в воспитании такой смысловой восприимчивости играет искусство. Но и искусство, особенно сегодня, само нуждается в утончении, как со стороны исполнителей и творцов, так и со стороны зрительской аудитории. Необходимо востребовать то, что излучается помимо зримого и слышимого, что самостоятельно несёт смысл и энергию является смыслом и энергией. Выразительные средства искусств необходимо утончать, следуя задаче – приблизить возможности искусства к глубине мыслительного процесса.

(В настоящее время всё именно наоборот, искусство "огрубляется", угождая тенденциям поверхностности общения людей. Но это отнюдь не свойство "времени", но лишь явления уходящих в прошлое узко-материалистических тенденций, "установок", которые неминуемо уступят место более одухотворённым тенденциям.)

Можно упражняться в понимании речей на незнакомых языках, старясь понять смысл. Можно также сравнивать исполнения одного и того же произведения, отмечая разность мысли, уровень мысли. И, конечно, всё, что проявляет понимание без слов, упражняет психическую энергию и утончает её в качествах. Важно хотя бы замечать все такие явления.

"Умение проникнуть в смысл слов лежит в восприятии внутренним центром, но не в построении речи. Предложите самое простое понятие на обсуждение тысячи людей, и можете получить лишь одно соответственное толкование. Надо приучить себя к истинному пониманию речи…
В школах полезно детям читать отрывки на незнакомых языках, замечая, как понимается чуждая речь… Сознание легко уловит когда-то близкие звуки. Сколько полезных наблюдений можно произвести с лёгкостью!" ("Агни-Йога", 248).

Автор статьи Гореликова М. В.