Найти в Дзене
Звук и мысль

Мастерство по Платону. Калокагатия. Вдохновение предполагает Высшие источники творчества

Аполлон. Килик (чаша), 5 век до н.э. Археологический музей, Дельфы. Фото автора
Аполлон. Килик (чаша), 5 век до н.э. Археологический музей, Дельфы. Фото автора

В Учении Платона Красота – среди главных Основ Бытия. Истина, Красота, Благо – не просто категории, на которых строится познание Действительности и формируются цели духовного и нравственного развития, но выражение высших уровней Действительности, которые в земном, физическом мире "проявляются" в той мере, в которой люди способны возвысить сознание.

Понятие "калокагатия" (единство прекрасного и доброго в человеке) – в основе идеала воспитания в Античности. Однако смысл этого стремления к гармонии (или музыкальности – в Платоновском смысле) вовсе не ограничен "земным" представлением о "созвучии" в человеке: развитого ума, нравственности, чувства красоты.

Многие ограничивают только "земным" смыслом идеал Гармонии, как он понимался в Античности. Но Платон показал возвышенные истоки всех "земных" явлений прекрасного, а понятием Красоты, вместе с понятиями "Истина" и "Благо", описал наивысший План Действительности. По Платону, истоком прекрасного, и в целом всех высших представлений (знаний), является Мир Высший.

Ценность искусства и мастерства определяется их способностью приобщать людей к Высшему Бытию. Искусство, будь то искусство музыки, или, например, искусство красноречия, ценно не само по себе, но как средство выражать Красоту и Истину – насколько это возможно в формах земных. Изощрённость мастерства суть утончение этой способности – доносить свет Высшей реальности.

В соответствии с этой единой целью человека – развитие ума, интуиции, чувств в их восприимчивости к Высшему Свету – музыкальность тоже имеет смысл одухотворённого синтеза. Не музыка сама по себе – цель человека, но музыка как средство – гармонизировать чувства, возвышать чувства и ум. Всё ради единой цели – сделать ум и чувства отзывчивыми к Истине и Красоте – к высшим планам Действительности.

Из главного принципа познания (по Платону) – во всём стремиться к сущности – проистекает учение об искусстве. На примере искусства красноречия Платон показывает, как ничтожно мало владеть мастерством речи, мастерством доказательств – ораторским мастерством. Подлинное искусство должно стремиться не к внешней убедительности, но к Истине.

Для выражения Истины и Красоты мастерство необходимо. Но мастерство необходимо лишь познавшему Истину и Красоту – ради выражения благого и прекрасного в жизни.

В искусстве главным является та же способность прозревать Истину – Красоту глазами души, познавать природу "вещей возвышенных" – одухотворённым умом – разумом (который отличен от внешнего интеллекта).

"Сколько ни есть великих искусств, все они нуждаются в тщательном исследовании природы вещей возвышенных. Отсюда, видимо, как-то и проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всём".
"Тому, кто причастен искусству, никак нельзя уподобляться слепому или глухому. Ясно, что кто по правилам искусства наставляет другого в сочинении речи, тот в точности покажет сущность природы того, к чему обращена речь, – а это будет душа" (Платон).

Музыкант, утверждает Платон, должен знать природу души и знать воздействие различных звуков, гармоний и ритмов на душу, чтобы посредством музыки пробуждать в душе её божественную сущность и ту память души о подлинном бытии:

"Всё, что имеет отношение к мусическому искусству, должно завершаться любовью к прекрасному" (Платон).

К сожалению, такой великий источники знания, Учение Платона, мало применяется: великие истины стали предметом философии, отдалившись от жизни людей (почти так же с великими произведениями искусства, считающимися областью "для посвящённых в его таинства"). И это огромная ошибка человечества, ведь все великие Учения давались "не для диссертаций", а для самого жизненного применения.

Так, изобличавший софистов Платон делал для человечества то же, что изгонявший из торговцев из храма Христос. Софисты времён Платона – то же, что фарисеи времён Христа. Сегодня мы видим множество и тех и других, что проявляется в "фокусированности" искусства и философии на целях, отдаляющих красоту и знание от цели жизни каждого человека – приобщаться к Высшей Действительности, и "приводить" искры света и гармоний Сфер Высших в земную жизнь.

Так и понятие вдохновение тоже указывает на возвышенные источники творчества – явление энергий из Высшего Мира. Пользуясь современным языком, утверждения Платона о необходимости развития высшей восприимчивости человека к Истине и Красоте можно обозначить понятием "повышение вибраций психической энергии и мысли". А также понятием синтеза, поскольку одним лишь интеллектом, без привлечения духовной интуиции и чувства красоты, не одолеть новые уровни Познания Действительности.

"…По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность.
По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса… Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса...
Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм… будет и чистым мостом с Высшими Мирами…" ("Надземное", 42).

Автор статьи Гореликова М. В.