При очевидном сходстве мысли и звука (и то и другое – волны, или вибрации), в искусстве эти реальности "разведены" настолько, что привычно относятся к диаметрально противоположным областям. Звук как вполне физическое явление исследуется, являясь предметом физики, акустики, "материей" музыки, а мысль отнесена к области гуманитарной – считай, "абстрактной", не имеющей права на "место" в естественнонаучной сфере знаний. И это странное для сознания современного человека положение очень сказывается на состоянии искусства и всей гуманитарной сферы.
Если вы заметите, что в том или ином исполнении мысль груба, то вам в ответ скажут, что "мысль" не музыка, звук и интонация – одно, а мысль… что такое эта мысль? Музыка ведь "несказуема" (читай – "мысли нет и не надо…"). Как только мысль станет исследоваться, как вибрация, как энергия, выраженная в определённых качествах и свойствах, не только наука обретёт так недостающую ей глубину, но изменится очень многое во всей жизни. А в искусстве, наконец, решится вопрос о соотношении свободы творчества и критерия красоты.
Звук как вибрация действует буквально на всё – очевидно для всех в физическом мире, не столь очевидно, но уже доказуемо – в психическом и духовном. Воздействие звука исследуется в отношении человека, его мозга и нервной системы в целом. Это немало, хотя есть и более важное – результат воздействия на психическую энергию, то есть необходимо сравнивать результат изменения ауры под воздействием разных звучаний, включив в исследование изменяющиеся условия пространства.
Представление о жизни как энергии, проявленной как множество разнообразных и разнопорядковых вибраций, принимается многими, но тот очевидный факт, что множество этих "вибраций" есть мыслеэнергии, вибрации мысленной энергии, находит мало понимания. Как только понимание мысли как вибрации войдёт в сознание многих, начнутся стремительные изменения, во все областях жизни и деятельности.
Особенно явными будут преобразования в искусстве. Одно лишь внимание к вибрации мысли вносит изменение в "ауру" пространства, где происходит некое творческое действие.
Представьте, что идёт театральная постановка, и зрители "слушают" звучание мысли на сцене. Скажете, что это и есть подлинно зрительское сотворчество в искусстве, что зритель и так соучаствует – сопереживает, "созвучит" мысли и действию… Да, так должно быть. Но так ли это сейчас, если критерии качества утвердились в далёкой (если не сказать в противоположной) от идейного плана произведений сфере?
Осознанное внимание к вибрации мысли и научное исследование мысли не только вернут "утраченные" ценности искусства (их осознание и востребованность), но придадут гораздо большую тонкость и глубину всем явлениям творчества.
Музыка. Когда вибрация звука и вибрация мысли начнут изучаться в их объединённом воздействии, то искусство и знание дадут новую действительность.
Вибрации мысли определяют качество музыкального звука. При этом качества тембра, к примеру, осмыслены, и могут быть описаны, но для качеств психической составляющей звучания не только нет критериев, но даже мало определительных. По крайней мере, в том смысле, что все они будут считаться субъективными. Так, если вы, прослушав исполнение, скажете, что в звучании мало тепла, сердечности, то в ответ можете услышать: "вам так кажется"; или: "при чём здесь это" (в том смысле, что не относится к критериям качества исполнения).
Отсутствие "реальности" ("материи") у важнейших явлений, мощно воздействующих на сознание и здоровье людей, играет очень пагубную роль как в отношении человека, так и в отношении искусства. Во многом причиной этому является тот факт, что европейское искусство развивалось в материалистической парадигме, а "духовное измерение", которое всегда являлось исключительно сферой религии, до сих пор не освещено светом мысли и знания.
Пришло время, когда искусственные границы должны быть оставлены в прошлом. Вибрации звучащей струны, вибрации излучаемой мысли, вибрации ауры, качество вибраций аудитории… Внимание к единству таких явлений необходимо и искусству, и медицине, и каждому человеку. Насколько умножится равновесие, здоровье людей, насколько возрастёт талантливость!
"..мало признают следствие мысли. Между тем, именно, эта сторона очень поражает следствиями на окружающее. Звук действует на самые неожиданные предметы. Также и действие мысли изысканно.... Нужно по возможности наблюдать следствия мысли.("Живая Этика", "Иерархия", 215)
Автор статьи Гореликова М. В.