Найти тему
Звук и мысль

Музыкальная система в Индии. Гамма и девять Муз задолго до Античности. Значение Семи нот

Девять Муз. Античная мозаика. Родос. Фото автора
Девять Муз. Античная мозаика. Родос. Фото автора

Индия – мать музыкальной науки. Самая древняя (из общеизвестных) книга человечества – Веды – содержит первую в мире гамму из семи нот. На протяжении тысяч лет индийцы совершенствовали свои способности восприятия, и сегодня известно, что они способны воспринимать значительно больше оттенков цвета и звука, нежели жители запада.

Вооруженные способностями восприятия и постижения, намного превосходящими обычные, индийские мудрецы (Риши) вслушивались в музыку Природы, постигая законы Мировой гармонии. Задолго до Пифагора и современных ученых воспринимали они космические звучания, известные нам как «Музыка Сфер».

Даже образ девяти Муз находим мы среди индийских символов: Кришна, бог Солнца и музыки (играющий на лире – чатара) священной и тайной Мелодией Вак вызвал к бытию девять Рагини – звучащих светил, закружившихся вокруг него в огненном танце.

Музыка в Индии глубоко связана с астрономией и математикой. Ведь каждый звук в Природе зависит от Акаши (эфира пространства, содержащего все силы и
предметы) и ее соотношений.

Музыка – дар, посланный на землю Богом… Основные понятия музыки: свара – нота, и рага мелодия имеются уже в первых трактатах по музыке, созданных в большой древности.

Сегодня певец и музыкант Индии имеет в своем распоряжении 276 раг (муж. род) и рагини (жен. род) – музыкальных шкал, по семи нот каждая, – на основе которых он строит музыкальное произведение.

Основа музыкальной системы – чистый звук, нада, – понимается скорее как вибрация в Акаше, как своего рода психический ток, происходящий из действующего сознания музыканта.

Владея тайнами – умениями сознательного звукоизвлечения, древние музыканты-жрецы ундгатри могли музыкой исцелять смертельные болезни, вызывать дождь или разрушать скалы (помните «Иерихонские трубы» Библии?).

На человека музыка (мелодия, и даже простая нота-звук) оказывает ни с чем не сравнимое по мощи воздействие. Из самых древних времен до нас дошли
разнообразные
варианты описания «характера» каждой ноты, каждой мелодии – раги.

Например: ноты до (са) и ре (ри) – героизм, изумление, ужас;

ми (га) – жалость, сострадание;

фа (ма) – насмешка, любовь;

соль (па) – беззаботность;

ля (дха) –отвращение, тревога;

си (ни) – милосердие, сознание силы.

И современные индийские ученые определяют типы воздействия различных раг на сознание слушателя (это раса – настроение, настроенность, создаваемая рагой): одна усиливает чувственность, другая вызывает восторг, третья – мягкость и нежность, иная стимулирует способность размышлять.

Причем огромное значение имеет и время, когда исполняется произведение, ибо «дух» произведения – психический ток, взаимодействует со всей совокупностью сил, действующих в Природе, усиливаясь, ослабляясь,
изменяясь качественно.

Автор статьи Василевский А. В.

Продолжение следует. Полностью статью можно прочитать в Газете "Scalae" на нашем сайте "Живая Школа".