Индия – мать музыкальной науки. Самая древняя (из общеизвестных) книга человечества – Веды – содержит первую в мире гамму из семи нот. На протяжении тысяч лет индийцы совершенствовали свои способности восприятия, и сегодня известно, что они способны воспринимать значительно больше оттенков цвета и звука, нежели жители запада.
Вооруженные способностями восприятия и постижения, намного превосходящими обычные, индийские мудрецы (Риши) вслушивались в музыку Природы, постигая законы Мировой гармонии. Задолго до Пифагора и современных ученых воспринимали они космические звучания, известные нам как «Музыка Сфер».
Даже образ девяти Муз находим мы среди индийских символов: Кришна, бог Солнца и музыки (играющий на лире – чатара) священной и тайной Мелодией Вак вызвал к бытию девять Рагини – звучащих светил, закружившихся вокруг него в огненном танце.
Музыка в Индии глубоко связана с астрономией и математикой. Ведь каждый звук в Природе зависит от Акаши (эфира пространства, содержащего все силы и
предметы) и ее соотношений.
Музыка – дар, посланный на землю Богом… Основные понятия музыки: свара – нота, и рага – мелодия имеются уже в первых трактатах по музыке, созданных в большой древности.
Сегодня певец и музыкант Индии имеет в своем распоряжении 276 раг (муж. род) и рагини (жен. род) – музыкальных шкал, по семи нот каждая, – на основе которых он строит музыкальное произведение.
Основа музыкальной системы – чистый звук, нада, – понимается скорее как вибрация в Акаше, как своего рода психический ток, происходящий из действующего сознания музыканта.
Владея тайнами – умениями сознательного звукоизвлечения, древние музыканты-жрецы ундгатри могли музыкой исцелять смертельные болезни, вызывать дождь или разрушать скалы (помните «Иерихонские трубы» Библии?).
На человека музыка (мелодия, и даже простая нота-звук) оказывает ни с чем не сравнимое по мощи воздействие. Из самых древних времен до нас дошли
разнообразные варианты описания «характера» каждой ноты, каждой мелодии – раги.
Например: ноты до (са) и ре (ри) – героизм, изумление, ужас;
ми (га) – жалость, сострадание;
фа (ма) – насмешка, любовь;
соль (па) – беззаботность;
ля (дха) –отвращение, тревога;
си (ни) – милосердие, сознание силы.
И современные индийские ученые определяют типы воздействия различных раг на сознание слушателя (это раса – настроение, настроенность, создаваемая рагой): одна усиливает чувственность, другая вызывает восторг, третья – мягкость и нежность, иная стимулирует способность размышлять.
Причем огромное значение имеет и время, когда исполняется произведение, ибо «дух» произведения – психический ток, – взаимодействует со всей совокупностью сил, действующих в Природе, усиливаясь, ослабляясь,
изменяясь качественно.
Автор статьи Василевский А. В.
Продолжение следует. Полностью статью можно прочитать в Газете "Scalae" на нашем сайте "Живая Школа".