Найти в Дзене
Звук и мысль

Психическая энергия и музыкальность

Пераст. Фото автора
Пераст. Фото автора

Как быстро и успешно развивать музыкальные способности? – На основе чувства красоты и мысли.

Почему вопрос развития или воспитания музыкальности остаётся для многих за пределами практической сферы в обучении музыке?

Главной причиной является "неконкретность" существенных основ музыкальности для огромного числа даже хороших учителей.

"Конкретными", легко воплощающимися, являются внешние способности, или "инструментальные" основы музыкальности – слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыкальный материал. Но эти безусловно важные основы не только не исчерпывают синтетическую способность – музыкальность – но являются лишь её внешними проявлениями.

Более того – развитие слуха, ритма, музыкальной памяти правильно вести именно от целостного воспитания музыкальности – основанного на чувстве красоты и возвышенном мышлении и воображении.

Практика обучения музыкальному мастерству по-прежнему идёт привычным (для уходящих веков материализма и технократизма) путём внешнего развития. И внешних же критериев музыкального развития: есть слух – музыкальность, мол, проявится и далее в таком роде.

Музыкальный слух – верный признак способностей, но, во-первых, не исчерпывает всех необходимых для талантливого исполнения качеств. Для талантливого исполнения необходима именно музыкальность, причём, именно одухотворённого типа. А во-вторых, необходимое развитие имеющихся способностей, в том числе слуха в его утончении качеств, эффективно осуществляется на целостном воспитании музыкальности ученика.

Практика доказывает, что именно подход к музыкальному развитию "со стороны" сознания ученика (то есть обращённости к его мысли, его духовности, внутреннему чувству красоты) даёт скорое развитие всех "инструментальных" способностей.

В нашей работе было немало примеров учеников, начинающих со среднего и слабого уровня развитости слуха, ритма, с малой приспособляемостью к инструменту (скрипка). Именно подход к развитию, обращённый к сознанию ученика, давал быстрый и качественный рост способностей, музыкальных и инструментальных (техника исполнения тоже развивалась до успешного уровня).

Несложное, казалось, бы правило – следовать принципу красоты и, соответственно, воспитанию нестяжательского отношения к искусству, воспитанию несущего радость чувства музыкантского служения – на удивление, медленно "приживается" в практике обучения.

Знания о законах психической энергии многим помогли бы по-новому увидеть процесс развития музыкальности и музыкальных способностей.

Что есть чувство красоты? Не безликое и формальное "эстетическое развитие", с массой необязательных методов и методик, с множеством громоздких и ненужных сегодня форм, а именно живое чувство Красоты как иммунитет к грубости и отклик на всё утончённое? – Это утончённая психическая энергия, возвышенное мышление, чуткое поведение (человеческое и музыкантское, включая талантливый выбор инструментальных действий).

Если каждое музыкальное действие объяснять ученику, исходя из чувства красоты и на нём основываясь, то слух и ритм "проявятся" быстро, даже при минимуме специальных упражнений. Почему так? – Потому что апеллируя к чувству красоты в ученике, вы "вызываете" тем самым к действию не отдельное качество, а весь синтез накопленных в его душе опытов гармонии, интуиции, мысли, чувства глубины жизниритмического по своей природе.

Заметим, что чувство ритма, которое, как принято считать, трудно развивается, если не проявлено сразу, как никакая иная способность нуждается в методе красоты. И мысли. Эти два начала неразделимы в человеке. Мысль и тонкость восприятия (чувство красоты) являются основой чувства ритма.

Ритм естественно развивается отнюдь не маршированием под громкую музыку (несчастных дошколят, с ранних лет приучающихся к повышенным громкостям и грубой пластике), а воспитанием в Прекрасном.

Всё это соответствует законам истинной психологии человека, законам психической энергии.

Автор статьи Гореликова М. В.

Эту статью: "Психическая энергия и музыкальность", - можно читать также на нашем сайте "Живая Школа".