Наверное отступлю от сюжета, и посвящу статью женщинам пенсионерам, на место которых можно было смело встать мне. Но он так хотели работать, что их ни грамма не пугал адский труд в шкуроконсервировочном цехе. Он был адским не только по физическим нагрузкам, но и по условиям. Вы бы видели этот цех. Вы бы нюхнули аромат того производства. Не всякий человек мог работать в таких условиях. Но деньги стимулировали на подвиги многих. А сейчас я вспоминаю те условия труда и понимаю одно, это нечеловеческие условия. Не должен человек так работать. И не понимаю откуда восторги по поводу Советского союза.
Цех находился на двух этажах. На первом этаже принимали и солили шкуры КРС и свиней, на втором, бараньи и козьи. Да, тогда где то разводили коз тысячами голов. И наверное многие помнят, хоть никогда и не сталкивались, что был козел предатель. Это вип персона мясокомбината. Потому что за этим козлом остальные животные не подозревая подставы, шли на убой. Вот такая грустная история. Но я то про цех. На первом этаже было очень темно. Те лампы, которые висели на потолке, не соответствовали никаким нормативам. Зимой в цеху было холодно, летом душно. За вредность давали молоко. И там была настоящая вредность. Потому что сегодня просто страшно представить такие условия работы. Все бы просто взвыли и побежали жаловаться.
А тогда люди одевали сапоги, перчатки по локоть, фартуки, закрывали волосы платками или шапочками, и шли кидать и солить шкурки. А какой чудесный запах был в том цеху! Представляете? Цех конечно мыли, как могли, шлангом, и даже иногда устраивали генеральные уборки. Но с засоленных шкур текла кровь. И иногда их плохо просаливали, и они гнили. Ощутили запах? Огонь! А ещё в этих шкурах делали гнезда крысы. Поднял шкурочку, а там, целый выводок! Мать же твоя женщина! Ну как на это смотреть? Противно до омерзения. Но люди работали там годами и ко всему привыкли и к запаху и к крысам. А ещё напротив дверей в цех, был цех технических фабрикатов. Там делали альбумин. Вот там пахло вообще невыносимо. А когда ветер дул в нашу сторону, мы тоже наслаждались ароматом.
Второй этаж был получше. Потому что работал он три месяца летом. Окон там не было, просто дырки для рам. Поэтому всегда был сквозняк, и запах был совершенно другой. Типа вполне терпимый. А так, как цех был на втором этаже, там было светлее. Да и вообще по всем параметрам там было приятнее. Но был один большой и жирный минус. Эти шкурки мездрили. Ну по слову понятно, что это такое. Снимали с мездры жир. Делали это на специальных машинах. Шкуры сначала попадали на мездрильные машины, а потом на засолку. А у мездрильных машин иногда скапливались огромные кучи того, что ободрали со шкур. А так как народу не хватало, эти кучи могли пролежать не одни сутки. Представить последствия этого можете?
Все эти отходы конечно двигали туда сюда,потому что процесс бесконечный по сути. Но суток через трое мастер понимал, что все это надо убирать, хотя бы во вторую смену. Но этой кучке органических отходов уже пара деньков, а на улице лето, поэтому запах чувствуешь у входа в цех. Но запах это не самое страшное. Вы даже не догадаетесь, что было самым мерзким на втором этаже. Опарыши! Эти кучи жира и мяса моментально заселяли опарыши. И если подойти к этим кучам поближе, можно было подумать что они живые. Это была проблема мастера. Найдите желающих это убрать? Поэтому это воняло и размножались до тех пор, пока искали желающих за хорошие деньги. Как это мастер проводила по документам не знаю. Но лучше было придумать как, чем убирать это самой. А бывало и такое.
Душа в этом цехе не было. После смены мы мылись в раковине. Руки по локоть, лицо и шею. Кровь и соль летели везде. Ну а если ты и ноги уделал, то пойдешь с такими ногами домой. Про санитарию речи там вообще не шло. Переодевались все в комнате на двадцать восемь кабинок. У мужиков была такая же комната. Рядом кабинет мастера и начальника цеха. И был один огромный плюс в том месте, аппарат с газированной водой. И в нем всегда была газированная вода. Вот так. Все остальное я сейчас вспоминаю с дрожью. Это ужас. А с учётом того, что это пищевое производство, это ужас ужасный. Вы что думаете, крысы не попадали в пищевые цеха, где производили колбасу? Я вас умоляю! Я тогда старалась не думать о том, что в колбасе может быть крыска!
Вот в такие условия труда я стремилась. И если бы я знала, что все это идёт к завершению, и через несколько лет дипломы будут продавать, я бы просто посмотрела в другую сторону. И при моей необузданной фантазии, я бы придумала, что делать. Но я как и все надеялась на лучшее. Все мы тогда были наивными.
Хотела рассказать о советских женщинах, а рассказала блин, об условиях труда в сказочной стране, где все было на халяву, по словам многих современников. И солнце светило ярче, и колбаса была вкуснее и деньги были дороже. Но я почему то всего этого не видела, мимо прошло.
Поддержать канал 2202208070220844