Найти тему

Основатель импрессионизма: КЛОД МОНЕ. Часть вторая: ТОП-8 работ художника + опрос

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем разговор о великом французском художнике Клоде Моне, начатый ранее:

Клод Моне был душой всего импрессионистского направления. Его неутомимая страсть к изучению световых эффектов стала краеугольным камнем импрессионизма. Хотя Моне на протяжении своей карьеры не раз подвергался осмеянию за то, что его картины «ничего не выражают», к концу жизни художника его громадные достижения были повсеместно приняты и оценены по заслугам.

В сегодняшней подборке будет мой субъективный топ-8 произведений мастера, наиболее полно раскрывающих его талант, работы располагаются в порядке возрастания личных симпатий автора статьи.

8. Камилла или портрет дамы в зелёном платье, 1866

Клод Моне, Камилла или портрет дамы в зелёном платье, 1866
Клод Моне, Камилла или портрет дамы в зелёном платье, 1866

Одна из многих картин Моне, на которых изображена его любимая жена Камилла Донсье. Средоточием картины является поразительный свет, падающий на лицо 19-летней Камиллы, изображенной в зелено-черном платье, головном уборе в стиле ампир и пиджаке с меховой отделкой. По слухам, работа была написана всего за 4 дня. Наиболее поразительными в полотне были его большой масштаб (обычно предназначавшийся для членов королевских семей) и сочетание классического подхода и современного стиля. Выбрав глубокий темный фон, Моне сосредоточивается на деталях одежды и Камилле - ее изгибе шеи, линии подбородка, на жесте ее руки.

7. Teppaca в Сент-Адрессе, 1867

Клод Моне, Teppaca в Сент-Адрессе, 1867
Клод Моне, Teppaca в Сент-Адрессе, 1867

Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж (и свою беременную возлюбленную) и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе, пригороде Гавра. Две фигуры, сидящие в креслах, - это отец Моне и, вероятно, тетя. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ художника более позднего периода.

6. Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1886

Клод Моне, Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1886
Клод Моне, Дама с зонтиком, повернувшаяся налево, 1886

Моделью для этой картины послужила Сюзанна Ошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он в 1892 году женился на ее матери, Алисе. Художник нарисовал картину парную этой, на которой Сюзанна повернута направо, а десятью годами ранее он написал похожую картину со своей первой женой Камиллой. Из этих трех картин «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» оказалась самой удачной. Она отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом, это настоящий Моне в его лучших проявлениях.

5. Руанский собор в ярком солнечном свете: гармония в синих и золотых тонах, 1894

 Клод Моне, Руанский собор в ярком солнечном свете: гармония в синих и золотых тонах, 1894
Клод Моне, Руанский собор в ярком солнечном свете: гармония в синих и золотых тонах, 1894

Картина входит в серию холстов Моне, на которых он изобразил этот собор при различном освещении и погодных условиях. Всего в этой серии Моне написал 35 картин: 28 видов самого собора вблизи, 4 общих городских плана Руана с доминантой собора, 3 вида примыкающего к собору двора и улицей, ведущей к собору.

4. Улица Монторжей, украшенная флагами, 1878

Клод Моне, Улица Монторжей, украшенная флагами, 1878
Клод Моне, Улица Монторжей, украшенная флагами, 1878

Полотно поражает буйством синего и красного цвета. Здесь Моне удалось передать движение французских флагов, развевающихся в этот праздничный день. Картина - , пожалуй, единственное патриотическое высказывание Моне за всю его долгую жизнь.

3. Сад художника в Живерни, 1900

Клод Моне, Сад художника в Живерни, 1900
Клод Моне, Сад художника в Живерни, 1900

На этой картине запечатлен объект, к которому было приковано все внимание Моне в последние годы жизни: его собственный, тщательно спланированный сад, ставший для художника неисчерпаемым источником радости и вдохновения. Ряды розовых и фиолетовых ирисов имеют разные тона окраски в зависимости от количества попадающего на них сквозь плотную листву деревьев света.

2. Маннпорт, 1883

Клод Моне, Маннпорт, 1883
Клод Моне, Маннпорт, 1883

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 год и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт. На этой горизонтальной версии ракурс выстроен таким образом, что верхняя часть скалы срезается верхним краем холста. Левая сторона арки поднимается параллельно краю холста, а темная вершина скалы тянется вдоль верхнего края, занимая две трети его длины. Энергичные мазки синего, розового и бежевого цвета передают поверхность песчаника и повторяются в волнистом ритме неспокойного моря. Две крохотные человеческие фигуры на заднем плане отражают масштаб и напряжение. На картине мы видим природу во всей ее мощи и великолепии.

1. Кувшинки, 1916

Клод Моне, Кувшинки, 1916
Клод Моне, Кувшинки, 1916

Ослепительная, если говорить о манере, и вызывающая, если говорить о ее размерах и композиции, эта картина является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами в Живерни. Впечатляющее двухметровое квадратное полотно написано более смело и свободно, чем ранние варианты, относящиеся к 1903-1908 годам. Этот вид пруда с кувшинками обнаруживает революционный отход Моне от идеи картины как «описания» природы и выглядит шагом художника к абстрактной живописи. На этой удивительной картине округлые островки розовых и желтых кувшинок располагаются на темно-синей, зеленой и фиолетовой поверхности воды. Отвергая общепринятые правила композиции, Моне отказывается от такого понятия, как горизонт, и полностью сосредоточивает внимание на изолированном участке покрытой кувшинками водной глади. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: