Клод Моне всегда оставался верен идеалам импрессионизма на протяжении всей своей долгой жизни, и, вопреки трудностям в начале карьеры, ему удалось добиться успеха, богатства и славы в более зрелые годы.
Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. В пять лет семья Моне переехала в портовый городок Гавр на побережье Нормандии, где Клод провел детство и юность. Его отец, Адольф, работал на своего зятя, который занимался оптовой торговлей бакалеей.
Талант к рисованию
В школе Моне был средним учеником по всем предметам, кроме рисования, там Клод проявил врожденный талант художника, в первую очередь - как шаржист. В 15 лет его карикатуры уже продавались, и Моне даже стал местной знаменитостью. К нему поступали заказы, а рисунки выставлялись в местной лавке художественных принадлежностей.
Отец Моне не разделял увлечения сына. Он хотел, чтобы Клод пошел по его стопам бакалейщика, так как считал, что карьера живописца слишком нестабильна. Однако Моне нашел неожиданного союзника в лице своей тети, Мари Жанны Лекадр. Художница-любитель, она позаботилась о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году и разрешала племяннику работать в своей мастерской.
Приблизительно в то же время Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода заняться пейзажной живописью. Юный Моне, которому тогда исполнилось шестнадцать лет, обнаружил, что именно в этом и заключается его призвание. Буден любил писать на пленэре (что было необычно для того времени), поскольку считал, что только так художник может запечатлеть увиденное в его чистом, свежем виде. Моне был очарован этой идеей, которая впоследствии станет одним из краеугольных камней как самого Моне, так и импрессионизма в целом. Спустя годы он напишет в письме к Будену: «Я не забыл, что именно вы впервые научили меня видеть и понимать».
Моне изучал искусство в Париже с 1859 по 1860 год. Отец прекратил выплачивать ему денежное жалованье и студенческая жизнь Клода, как и его ранняя карьера живописца, часто омрачались финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался пока что полностью зависимым от небольших сбережений, пересылаемых тётей. Однако в 1861-1862 годах жизнь художника круто изменилась.
Он отправился в Алжир для прохождения военной службы. Как художник, Моне был очарован североафриканскими пейзажами, но в итоге заболел брюшным тифом и стараниями тёти был демобилизован.
Моне вернулся для восстановления здоровья в Гавр, где познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и обучал его мастерству пленэрной живописи.
Парижская мастерская Глейра
Осенью 1862 года Моне вернулся в Париж и стал учеником известного в то время художника Шарля Глейра. Хотя Моне мало что получил от занятий в студии Глейра, здесь он познакомился с молодыми художниками, некоторые из них стали не только его друзьями, но и вошли в группу импрессионистов.
В мастерской Глейра Моне работал до 1864 года. На следующий год Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки, и это была едва ли не единственная возможность для художника стать известным широкой публике.
Однако Моне не удалось удержаться на волне первоначального успеха. В 1867 году оставшись без денег, он был вынужден вернуться в Гавр. В это время у него появилась возлюбленная, Камилла Донсье, с которой он познакомился в 1865 году, она родила ему сына в Париже, в то время как сам Моне находился в доме своего отца. В это время Моне переживал, пожалуй, худший период своей жизни. У художника начались проблемы со зрением, но, к счастью, это было лишь временным явлением.
В 1870 году Моне женился на Камилле, а вскоре началась Франко-прусская война. Чтобы избежать мобилизации на фронт, семья художника отправляется в Англию. Моне пробыл в Лондоне целый год, где познакомился с арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем. Он стал другом Моне, начал серьезно поддерживать его. В конце 1871 года Моне вернулся в Париж и снял дом в Аржантёе, городке на Сене.
Счастливые дни в Аржантёе
Моне был полностью поглощен лодками, мостами, реками и природой вокруг Аржантёя, и его картины и рисунки этого периода являются, пожалуй, самыми яркими в его жизни. До 1878 года Аржантёй был домом Моне. Живописца часто навещали Мане, Ренуар, Сислей и другие друзья, и все они запечатлели счастливую и безмятежную атмосферу этого места в своих работах.
В 1874 году импрессионисты организовали в Париже групповую выставку своих работ. Впрочем, в то время они называли себя еще «Акционерным обществом художников-живописцев», это чуть позже кто-то из обозревателей использовал название одной из картин Моне - «Впечатление. Восход солнца», в результате чего и родилось название - импрессионизм.
Официально художники стали называть себя импрессионистами только в 1877 году, когда их работы составили третью часть экспонатов на совместной выставке. Благодаря этим выставкам к импрессионистам постепенно пришла слава, и зрители привыкли к ярким краскам и небрежным мазкам на их полотнах.
Переезд в Ветёй
На некоторое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Ошеде, бизнесмену, покупавшему картины художника. К несчастью, в 1878 году Ошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Ошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа.
Вскоре после переезда родился второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы резко ухудшилось, и она умирает в сентябре 1879 года. У Моне завязывается роман с Алисой Ошеде и продолжается некоторое время, пока ее муж Эрнест не уехал, оставив Клода и Алису с восемью детьми. После смерти Эрнеста Ошеде в 1892 году Моне женился на Алисе; семья покинула Ветёй в 1881 году и переехала в деревню Живерни на Сене в 1883 году. Здесь Моне провел остаток своей долгой жизни.
Годы в Живерни
К этому времени слава Моне как мастера круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в 1890 году семейный дом. К 50 годам Моне стал очень состоятельным человеком. Он расширил свой сад в Живерни, который стал теперь его любимым местом и единственной темой картин в последние годы жизни.
Несмотря на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Художник умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, к тому времени он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сад были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: