Произведения этих французских художников, «пророков» нового видения искусства, предоставили возможность открыто заявить об исключительном интересе к форме, возникшем под влиянием японского эстампа и символизма.
Группа, спаянная дружбой
Художников группы Наби скорее объединяет старинная и крепкая дружба, которая родилась в стенах лицея Кондорсе или Юлианской академии, чем одинаковые действия в искусстве. В 1888 году Поль Серюзье встречает в Бретани Поля Гогена и делает для себя открытие новых возможностей в искусстве. Он привозит оттуда свой «Пейзаж в лесу Любви», написанный под диктовку Гогена.
Серюзье со своими друзьями, молодыми художниками, посещают выставку, организованную художниками Понт-Авена за рамками Всемирной выставки 1889 года, и принимают решение следовать урокам Гогена и распространять их. Морис Дени, их главный теоретик, Поль Серюзье, Анри Габриэль Ибель, Пьер Боннар, Жорж Лакомб из Юлианской академии, Кер-Ксавье Руссель и Эдуар Вюйар из Школы изящных искусств принимают название «наби», предложенное поэтом Анри Казалисом, которое на иврите означает «пророк». Этим выбором они показывают свое призвание сторонников нового искусства, уступая моде на эзотерические и символистские течения. На протяжении десяти лет к ним присоединятся нидерландец Ян Веркаде, венгр Жозеф Риппл-Роне, швейцарец Феликс Валлоттон и другие. По субботам члены «Наби» собирались на квартире у Поля Рансона и его жены, обсуждали эзотерику, масонские и иудаистские философские течения. Каждому из художников группа дала своеобразное прозвище: Серюзье - «Наби со сверкающей бородой», Дени - «Наби прекрасных икон», Боннар - «очень японский Наби», Вюйар - «интимный Наби».
Повернуться спиной к окну
Почитатели Гогена и Сезанна отвергают традиционное видение живописи как окна, открытого в мир. Для Мориса Дени «искусство, прежде всего, способ выражения, создание нашего духа, природа является лишь причиной». Под тройным влиянием Гогена и школы Понт-Авена, японского эстампа и символизма от сюжета у них остается лишь главное, заменяя имитацию природы символизацией, которая пытается скорее выразить идею, чем реальность. Отсюда использование чистого цвета и декоративное упрощение форм.
Считая, что намерение и средства живописи заключаются в самой живописи, а не в том, что она изображает, они сообщают о грядущих живописных экспериментах: фовизме, кубизме и конечно же абстракции.
Многообразный декоративный поиск
Люне-По, создатель театра Творчества, использует их пластические эксперименты при создании декораций и оформлении театральных программок, в то время как братья Натансон, также ученики лицея Кондорсе, привлекают художников-наби к сотрудничеству в своем «Белом журнале», симпатизирующем анархистам и защищающим поэзию символистов, неоимпрессионистское искусство и некоторый политический радикализм (главный редактор - Феликс Фенеон). Они иллюстрируют литературные опыты Марселя Пруста, Леона Блюма, Андре Жида, рисуют рекламные афиши, а параллельно создают декоративные панно (под влиянием Пьера Пюви де Шаванна), веера, ширмы и особенно, благодаря поддержке владельца картинной галереи, развивают большую и оригинальную литографическую деятельность.
Известные работы
ПЕЙЗАЖ В ЛЕСУ ЛЮБВИ, ИЛИ ТАЛИСМАН
Поль Серюзье, 1888 год
Написанный во время первой встречи с Гогеном, «под его диктовку», этот маленький пейзаж является своего рода живописным манифестом «Наби». Отсюда возникло ее второе название. Картина была собственностью Мориса Дени до самой его кончины. Можно понять волнение этих молодых художников, когда они обнаружили это полотно: цвета насыщенные, моделировка отсутствует, доведенная до крайности схематизация - все это сообщало о совершенно новаторском подходе, прокладывающем путь к абстракционизму.
МИСТИЧЕСКАЯ АЛЛЕГОРИЯ, ИЛИ ЧАЙ
Морис Дени, 1892 год
На этом маленьком полотне главного теоретика движения отработка тела и лиц ровным одинаковым цветом соответствует извилистым полоскам одежды, что подтверждает характерное желание «наби» объединить символизм с японским искусством.
В ПОСТЕЛИ
Эдуар Вюйар, 1891 год
Вюйар более других соответствует знаменитому определению «набидского» искусства, сформулированному Морисом Дени в 1890 году: «Вспомнить, что картина, прежде чем стать... какой-то второстепенной деталью, - главным образом ровная поверхность, покрытая тонами в определенном, подобранном порядке». Плоскостность полотна здесь подчеркивается расположением широких участков бежевых тонов, в которых отсутствует моделировка. Синтезируя изменения тонов и контрастов, Вюйар выделяет формы, почти полностью отказываясь от иллюзии глубины. Таким образом, драпировки, настоящие блестящие пассажи академического образования, ограничиваются наброском нескольких штрихов, в то время как широкий развод свидетельствует о большом интересе «наби» к японским эстампам, которые с увлечением коллекционировала в то время вся Европа.
КРАСНАЯ СПАЛЬНЯ
Феликс Валлоттон, 1898 год
Это полотно принадлежит серии произведений, посвященных сентиментальным нравам той поры. Они выводят на сцену одну и ту же пару, подсказывая развитие ее отношений позицией, которую она занимает в комнате. В других картинах он показывает эту пару за ширмой или обнимающуюся на диване. Отказ от моделировки, использование периодически повторяющейся одинаковой окраски, равная напряженность изображения - все это элементы, для которых красота не имеет никакого значения.
Распад и влияние
Став ярким событием в художественной жизни Франции рубежа XIX-XX веков, группа «Наби» тем не менее распалась к концу 1890-х годов: в 1899 году в галерее Поля Дюран-Рюэля проходит выставка, после которой участники движения решают следовать каждый своим путем. Серюзье, Дени и Рансон обратились к мистическому символизму, тяготея в качестве источников своего вдохновения к литературным произведениям, религиозной философии и восточной эзотерике.
Боннар, Вюйар и Руссель, принявшие название «интимистов», стали использовать в своих сюжетах повседневные, «интимные» сцены – портреты реальных людей, парковые пейзажи, городские интерьеры, играющие дети.
Набиды оказали влияние на модернистские течения XX века, предвосхитив появление Матисса и фовистов, абстракционизма Василия Кандинского, кубизма.