(С) Богачев А.В., 2011
Продолжаю рассказ о культурах, внесших вклад в формирование славян, начатый в двух статьях о венедах, в двух статьях об антах и в статьях о зарубинецких и позднезарубинецких, пшеворских и черняховских древностях. Так же рекомендую посмотреть наше видео о лугах – племенах, оставивших пшеворскую культуру, и о венедо-сарматах на Самарской Луке и Борьба за огонь Знания – об открытии Г.И. Матвеевой славян на Волге.
Киевская культура – археологическая культура III – Vвв., памятники которой выявлены в трех регионах: на востоке Днепровского Левобережья и в бассейне Северского Донца, в Верхнем Прихоперье и в Среднем Поволжье. Предлагаемая ниже характеристика культуры дана по материалам коллективной монографии, изданной под редакцией А.М. Обломского [Памятники 2007]. Памятники киевской культуры в Поднепровье исследовались А.Е. Алиховой, Э.А. Сымоновичем, Е.А. Горюновым, А.М.Обломским, О.В. Петраускасом и др., в Прихоперье – А.А. Хрековым, на Средней Волге – Д.А. Сташенковым. Материалы культуры обобщены в сводной работе Р.В. Терпиловского и Н.С. Абашиной [Терпиловский, Абашина 1992], а также в названной монографии, главы которой написаны А.М.Обломским, Г.Л. Земцовым, О.А. Радюшем [Памятники 2007].
Киевская культура представлена неукрепленными поселениями и грунтовыми могильниками.
На территории России на 21 поселении выявлены остатки 74 построек. Подавляющее их большинство (20 жилых углубленных построек, 32 хозяйственных объекта и 19 трудноопределимых сооружений) имело углубленные в землю котлованы. Больше половины жилищ (61%) имели подпрямоугольную в плане форму. Исследованы жилищные котлованы подквадратной (17%), квадратной (11%) и прямоугольной формы (11%). Анализ жилищ привел Г.Л. Земцова к выводу о значительном влиянии на специфику домостроительных приемов сейминско-донецкого региона киевской культуры черняховских групп населения [Земцов 2007, с. 21].
В лесостепной зоне России изучено шесть могильников киевской культуры (Песчаное-Кулига, Шмырево, Приоскольское-2, Шишино-5, Сиделькино, Инясево), на которых исследовано 36 погребений с сожжениями (из них 3 – урновые) и 3 трупоположения. Все кремации представлены сожжениями за пределами могильников. Прах (незначительное число сильно пережженных костей) ссыпался в круглые (овальные) в плане ямы небольших размеров, глубиной до 0,5 м. Зафиксированы случаи компактного размещения костей (в скоплениях) и в разбросе. Инвентарь в погребениях крайне редок. М.Б. Щукин предложил считать такого рода комплексы не могильниками (местами захоронения человеческих остатков), а поминальниками. В погребениях Инясевского могильника на Хопре кальцинированные кости залегали компактной линзой. То есть погребения в Инясево служили в качестве «полных вместилищ» праха людей, а не сооружались как чисто мемориальные объекты. По мнению А.М. Обломского, погребальный обряд Инясево является результатом прямой эволюции зарубинецких традиций [Обломский 2007в, с. 25].
Вся керамика киевской культуры лепная (рис. 12). Преобладает посуда с шероховатой неровной (бугристой) поверхностью с примесью шамота в тесте. Большинство сосудов не орнаментировано. На венчиках горшков иногда имеются пальцевые вдавления или косые редкие насечки.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что киевская культура является ключевым звеном цепочки археологических общностей, началом которой были зарубинецкая культура и позднезарубинецкие группировки, образовавшиеся после ее распада.
А.М. Обломский склонен полагать, что население киевской культуры являлось предками антов лесостепи.
Желающие ознакомиться с проблемой в деталях, рекомендую обратиться к монографии «Памятники киевской культуры в лесостепной зоне России (III – начало V в. н.э.). М., 2007.
Литература: Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в середине I тыс. н.э. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 340 с.; Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара: Изд-во «Вояджер: мир и человек», 2022. 336 с.