(С) Богачев А.В., 2011
Продолжаю рассказ о культурах, внесших вклад в формирование славян, начатый в двух статьях о венедах, в двух статьях об антах и в статьях о зарубинецких и позднезарубинецких древностях. Так же рекомендую посмотреть наше видео о лугах – племенах, оставивших пшеворскую культуру, и о венедо-сарматах на Самарской Луке.
Пшеворская культура – археологическая культура Средней Европы II в. до н.э. – начала V в. н.э. (полное описание см. Д.Н. Козак [Козак 1993]). Свое название она получила от г. Пшеворск Подкарпатского воеводства в Польше, близ которого в с. Гаць в 1904-1905 гг. был исследован первый большой могильник этой культуры. Полную характеристику культуры в 30-х гг. ХХ века дал Р. Ямка и предложил ей название. Сегодня на территории центральной и южной Польши и в западных областях Украины исследовано свыше 500 могильников и десятки поселений. Поселения располагались группами («гнездами») на небольшом расстоянии друг от друга. Представлено два типа жилищ – наземные и полуземлянки столбовой конструкции. Зачастую они совстречаются на одних и тех же поселениях. Наземные жилища редки. Они имеют прямоугольную форму и площадь не менее 30-35 кв. м. В центре жилищ находились глиняные или каменные очаги. Прямоугольные (реже овальные) полуземлянки имели площадь менее 20 кв. м, но точно такие же очаги. На пространстве между жилищами находились хозяйственные ямы. Для могильников выбирались возвышенные места, господствующие на данной территории. Погребальный обряд отдельными своими чертами (трупосожжение на стороне и захоронение остатков кремации в небольших ямках без урн или в урнах) восходит к культуре подклешевых погребений. Но выявлены и кельтские традиции латенской культуры: обычай помещать в могилу специально сломанное оружие (переломанные на части мечи, щиты, дротики и проч.) и снаряжение всадника (шпоры). С кельтским же влиянием связывают появление на могильниках трупоположений, а также отдельных типов керамики (округлобоких мисок с утолщенными гранеными венчиками и др.).
С германским влиянием связывают традицию вбивать в дно могилы оружие и класть мясо птиц и зверей. Керамика пшеворской культуры видоизменялась с течением времени. В первые века н.э. уменьшается количество как специально ошершавленной керамики, так и доля лощеной посуды. Керамика трансформируется в сторону огрубления – утолщаются стенки, исчезает подграненность венчиков. Большее распространение получают горшки, и уменьшается доля мисок и кружек. Появляются диски-сковороды. Распространяются сосуды с отогнутыми венчиками и высоко поднятыми округлыми плечиками, а также горшки с ребристым туловом. Венчики сосудов украшаются пальцевыми вдавлениями и насечками. В целом поздняя посуда близка керамике зарубинецкой и киевской культур. На поселениях часты находки глиняных биконических и конических пряслиц, конусовидных грузиков, катушек для ткачества, льячек и тиглей для ювелирного производства. Из железных изделий, связанных с домашним обиходом и ремеслами, имели распространение кресала, шилья, ножи с прямой и горбатой спинкой, пружинные ножницы, топоры, тесла. Из украшений распространены подвязные, арбалетообразные фибулы и фибулы с высоким приемником, а также разного рода поясные пряжки, скрепы, крючки, оковки. Оружие и предметы всадника (мечи, копья, стрелы, умбоны, шпоры) находят чаще всего в погребальных комплексах и лишь изредка на поселениях. Судя по всему, пшеворская культура складывалась в течение II в. до н.э. на основе дальнейшего развития древностей местных культур – поморской и подклешевой IV – III вв. до н.э. при сильном влиянии латенской культуры кельтов. Исследователи, в частности, И.П. Русанова [Русанова 1993, с. 196], признают в пшеворской культуре наличие славянского, кельтского и германского компонентов. Причем разноэтничные комплексы часто располагаются на одних и тех же памятниках, что обусловлено передвижениями населения и его смешением. Пшеворские комплексы, сохраняющие традиции предшествующей им подклешевой культуры и имеющие продолжение в раннесредневековых славянских древностях, связываются со славянским этносом. На территории Верхнего Поднестровья и Западной Волыни в I в. н.э. протекали процессы смешения пшеворской и зарубинецкой культур, в результате чего возникла особая волыно-подольская группа памятников. В III в. н.э. территория культуры увеличивается почти вдвое за счет освоения южных, юго-западных и юго-восточных земель. Новообразовавшаяся черняховская культура восточноевропейской лесостепи испытывает на себе влияние пшеворской, что проявилось, в частности, и в погребальном обряде, и в домостроительстве, и в некоторых традициях гончарства, и в некоторых типах украшений и предметов быта. Согласно Г.И.Матвеевой, существует значительная типологическая близость ряда элементов материальной культуры и погребального обряда пшеворского населения с одной стороны и именьковского населения Среднего Поволжья – с другой [Матвеева 1986]. В этой связи вполне правомерна постановка вопроса об участии носителей пшеворской культуры в формировании, в качестве одного из компонентов, этнической основы именьковской культуры.
Литература: Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в середине I тыс. н.э. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 340 с.; Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара: Изд-во «Вояджер: мир и человек», 2022. 336 с.