Найти тему
1,4K подписчиков

ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

(С) Богачев А.В., 2011

(С) Богачев А.В.

Продолжаю рассказ о культурах, внесших вклад в формирование славян, начатый в двух статьях о венедах, в двух статьях об антах и в статьях о зарубинецких и позднезарубинецких древностях. Так же рекомендую посмотреть наше видео о лугах – племенах, оставивших пшеворскую культуру, и о венедо-сарматах на Самарской Луке и Борьба за огонь Знания об открытии Г.И. Матвеевой славян на Волге.

Черняховская культура – крупное этнокультурное образование второй четверти I тыс. н.э. (полное описание см. М.Б. Щукин [Щукин 2005]), занимавшее территорию от Восточной Трансильвании до верховьев рек Псел и Сейм в Курской области России. Выявленные памятники (свыше 4 тыс.) занимают всю территорию Молдовы и Украины. Культура названа по могильнику у с. Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В.В. Хвойкой в 1901-1902 гг. Самые ранние материалы, связываемые исследователями с черняховской культурой, датируются 220-270 гг.; самые поздние – серединой V в. Культура в основе своей полиэтнична. В процесс ее формирования были втянуты выходцы из Северной Европы (германоязычные готы и герулы); поздние скифы нижнеднепровских городищ; многочисленные сарматы Причерноморских степей; остатки «вольных даков» и бастарнов Прикарпатского региона; рассеянные группы постзарубинецкого населения, бывших бастарнов, ставших венедами и включивших в свой состав балто-славянских выходцев из лесной зоны Восточной Европы. Катализатором формирования новой культуры явились пришедшие в регион из районов Польского Поморья германоязычные племена вельбаркской культуры. Как и любая археологическая культура, черняховская – результат творчества как местного, так и пришлого населения. Исследователем черняховских древностей М.Б. Щукиным предложено три основных критерия для отнесения тех или иных памятников к черняховской культуре: присутствие на памятнике не менее 50% специфичной серой гончарной керамики; наличие в группе памятников большого биритуального могильника с сожжениями и трупоположениями; наличие на поселениях остатков длинных наземных домов. Поселения черняховской культуры это селища значительного размера (до 20-30 га), расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Кроме длинных домов, на поселениях черняховской культуры имеются и небольшие жилища-полуземлянки. Рядом с жилыми помещениями располагаются хозяйственные постройки. Биритуальные (кремации и ингумации) грунтовые могильники располагаются в непосредственной близости от поселений. Трупосожжения (совершались на стороне вне места погребения) представлены как урновыми, так и безурновыми комплексами. Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоями и уступами, а также в катакомбах. Умершие лежат вытянуто на спине головой на север или на запад. Предметы материальной культуры представлены керамической посудой, железными орудиями труда и оружием, а также украшениями. Серая гончарная керамика поражает качеством изготовления, разнообразием форм и изяществом пропорций мисок, кувшинов, трехручных ваз и кубков. Характерными черняховскими артефактами считаются роговые и костяные гребни – наборные, составленные из ряда подогнанных друг к другу пластинок; трехрогие подвески-лунницы; ведерковидные подвески; арбалетовидные подвязные, а также двупластинчатые застежки-фибулы. Обращает на себя внимание большое количество найденных на черняховских поселениях римских монет. Основная масса черняховских поселений и могильников прекращает функционировать в последней четверти IV в., что явилось следствием нашествия гуннов. Отдельные группы черняховского населения продолжают оставаться в лесостепном Поднепровье до середины V в. Согласно письменным источникам, значительная часть готов (которые составляли этническое ядро черняховской культуры) под натиском гуннов отошла на восток. Однако не исключено, что отдельные разрозненные группы готов в конце IV – в начале V в. переселились на Среднюю Волгу. Об этом, в частности, свидетельствуют находки длинных домов на Старо-Майнском городище в Ульяновской области [Богачев 1991; Матвеева 2000].

(С) Богачев А.В.-2

Литература: Богачев А.В. Славяне, германцы, гунны, болгары на Средней Волге в середине I тыс. н.э. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 340 с.; Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара: Изд-во «Вояджер: мир и человек», 2022. 336 с.

(С) Богачев А.В.-3