В территориальных границах плана 1853-го года, определяющего черту города нынешней улицей Полевой, Самара удерживалась почти полвека. Теперешний Октябрьский район на этом плане был обозначен как «Самарские городские дачи».
Отодвигать реальные границы от официальной черты начали Никольский мужской монастырь, военно-артиллерийские ведомства и земская больница. В 1908-м на территории нынешних улиц Осипенко и Невской открылся военный лазарет, позже ставший госпиталем ПРиВО.
Двумя годами раньше император Николай Второй подписал Указ о строительстве на средства казны крупного военного предприятия – самарского Трубочного завода, и в 1909-м, после выделения огромной по тем временам суммы в 5 миллионов рублей за Самарой между Аннаевским и Постниковым оврагами развернулось сооружение заводских корпусов.
Первыми постройками вдоль будущего проспекта - а тогда заводского переулка - стали возведенные в 1910-м году по типу Николаевских казарм в Москве казармы 5-го гусарского Александрийского полка и артиллерийского дивизиона.
После революции, в июне 1923-го Трубочный завод получил новое название в честь революционера Александра Масленникова. При этом недоучившийся студент-математик и активный организатор забастовок, будучи уроженцем Петербурга, в Самару наезжал дважды ненадолго - а к оборонному гиганту не то что отношения не имел, а возможно, и не знал о его существовании.
Завод, в свою очередь, дал имя будущему проспекту, начавшемуся с заводского переулка и вскоре превратившегося в проезд, ведущий к «Шоссейной дороге» - нынешнему Московскому шоссе. В 1930-е проезжую часть вымостили булыжником, тогда же начали возведение жилых дома для заводских работников. Как рапортовала тогдашняя пресса,«Еще весной за стадионом завода Масленникова были огромные пустыри, площади с кучами мусора и огороды… Но это было весной. Сейчас не узнать этих окраин»
Превращение проезда между дачными домиками с садами-огородами в парадную городскую магистраль затормозила Великая Отечественная. Стройку жилых домов пришлось отложить до лучших времен, и возобновилась она лишь в 1950-е. Именно тогда было покончено с бывшим «загородно-дачным статусом» района - власти уведомили горожан, что в связи с возведением новых жилых домов в пределах проезда Масленникова «занимать землю под частные огороды запрещается».
Над застройкой тогда еще безымянного проезда, имеющего «заводской» №42, трудились известные самарские зодчие. Автором проекта домов №20 и 24, позже ставших «визитной карточкой» района, была Мария Мошкова – младшая дочь дореволюционного самарского архитектора-самородка Георгия Мошкова – кстати, родившаяся в день 50-летия отца.
Жизнь и работа выпускницы Московского архитектурного института так же была связана с Самарой, и творческий взлет пришелся именно на послевоенные годы. Как позже Мария Георгиевна писала в своей книге «Дорогу осилит идущий» «Эйфория, охватившая общество в послевоенные годы, стремление украсить жизнь, общий творческий подъем, естественно, охватили и область архитектуры, породив в конце 40-х и начале 50-х годов так называемый «стиль социалистического реализма» с его стремлением к классицизму, а подчас и к откровенному украшательству в архитектуре...» Официальная архитектурная идеология в то время полностью совпадала с настроением общества!
Отнесенные впоследствии к объектам культурного наследия четырехэтажные Г- образные в плане здания оформляли квартал между улицами Ботанической (Гая) и Подшипниковой.
Для придания облику парадности и монументальности использовался весь классический арсенал –скошенные углы на перекрестках, крупная рустовка отделенных междуэтажным карнизом нижних этажей, подоконные доски с сухариками, имитация клинчатых перемычек с веерными замковыми камнями, профилированные венчающие карнизы.
Пластику фасадов обогащали вывешенные в уровне верхних этажей трехгранные эркеры на фигурных кронштейнах , завершенные башенками-аттиками с балюстрадой над кровлей. Кстати, этот же проект использовался при возведении дома для служащих ПриВО на перекрестке улиц Льва Толстого и Молодогвардейской.
Помимо жилья, на уровне была и социальная инфраструктура – первые этажи выходивших на улицу зданий отводились под магазины и предприятия бытового обслуживания.
Во дворе-курдонере на Масленникова, 26 разместилось здание Самарского областного училища культуры, через дорогу - машиностроительного техникума, так же решенных в торжественном стиле неоклассицизма.
К середине 1950-х проезд Масленникова, окончательно избавившись от пустырей , приобрел статус полноценной магистрали. С этих пор в прессе начал упоминаться как «проспект», а официальное переименование произошло 26 января 1956-го года.
Сегодня сохранивший изначальную «парадность» проспект Масленникова по-прежнему связывает две основные городские магистрали – улицу Ново-Садовую с Московским шоссе.
Поскольку ни Мария Мошкова, ни другие проектировщики не могли предугадать нынешний трафик – неширокий проспект получил эпитет «эпицентра самарских пробок». Значительная доля местных жителей – люди старшего поколения: бывшие заводские инженеры и рабочие, получившие жилье во времена СССР и еще помнящие былую славу ЗИМа.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете