.
Овладение профессией архитектора предполагает , помимо наличия таланта, еще и долгие годы специального художественного и технического образования. Архитекторов-самоучек в истории – считанные единицы. Но, как уже писала, в Самаре такой самородок имелся. Судьба его заставляет поверить, что жизненное предназначение дается человеку свыше еще до рождения! Как птица рождена летать, так Георгий Мошков рожден был строить.
Основные биографические факты известны – рождение в крестьянской семье, два класса образования в церковноприходской школе, работа с раннего детства в строительных артелях. Служба в царской армии, где толковый парень в инженерно-саперном батальоне набрался некоторых знаний в области архитектуры.
После демобилизации переезд в Самару, где строители были востребованы и, наконец, судьбоносная встреча с выдающимся архитектором Александром Щербачевым и дальнейшая работа в его мастерской.
Через несколько лет «ученик» профессионально «дорос» до самостоятельных работ. Первый же проект – доходный дом купца Александра Кудряшова в «кирпичном стиле» на Троицкой – удостоился благодарности от заказчика: «Настоящий вид дома выдан на память. Как составителю оного проекта, исполнителем его Георгием Николаевичем Мошковым. Я домовладелец остался вполне доволен. Александр Трофимович Кудряшев. 1904 год, 19 августа».
Все дальнейшие работы зодчего-самоучки были так же выразительны и узнаваемы. В чем особенность? В наличии цельного художественного образа, своеобразной композиции, необычных запоминающихся деталях, особой эмоциональности и «душевности».
Но творческий путь Мошкова был, что называется, тернист! Равноправным среде творческой интеллигенции он себя никогда не чувствовал. Коллеги – выпускники Московского высшего училища живописи, ваяния и зодчества, проучившиеся там три года на подготовительном отделении и еще пять лет на основном, а потом стажировавшиеся в "Европах" – воспринимали его с трудом.
Скачок от малограмотного крестьянина с двумя классами образования до признанного архитектурного мастера был нелегким. Да и закон запрещал заниматься проектированием при отсутствии специального образования. Отстаивание права на самостоятельную работу не всегда был успешным. Часто приходилось идти на компромиссы – продвигать проекты за подписью дипломированных архитекторов, поступаясь авторскими правами.
При осуществлении работы по подрядам тоже было препятствие – отсутствие недвижимого имущества (гарантий). Но в этих случаях на выручку приходила жена. Мария Александровна, поскольку владела половиной домика в Солдатской слободе (сейчас Мичуринский микрорайон) , становилась официальной подрядчицей. Понятно, что большая часть построек не вошла в список авторских работ, и общее количество их неизвестно.
Но мы сегодня посмотрим на одну из работ Мошкова, являющуюся настоящим украшением города, авторство которой сомнений не вызывает.
Называется она по имени заказчицы домом Пелагеи Сидоровой и переносит нас на просторы былинно-сказочной Руси с ее теремами и хоромами. Начало 20-го века было временем наивысшей популярности русского стиля в Самаре, и Мошков вновь к нему обратился.
Трехэтажное здание, построенное в 1904-м году на углу нынешних Чапаевской и Ленинградской имеет выразительную закругленную угловую часть, акцентированную куполом. На обоих фасадах – симметричные и тоже полукруглые завершения с объемным декором в середине. Кстати, через восемь лет зодчий использует этот свой «фирменный» элемент в другой постройке – фасаде дома Юрина на Некрасовской, 46. На момент постройки это было самое высокое здание в Самаре. А еще Мошков применил смелое и неожиданное нововведение – использовал конструктивный прием аркад византийских храмов в жилом доме: основание купола решено как аркатурный пояс с вытянутыми арочными окнами!
В 1919-м году особняк муниципализировался, а с дальнейшим использованием ему очень даже повезло. Здесь разместился НИИ экологии и здоровья человека Самарского государственного медицинского университета и консультативно-диагностический центр для лиц, страдающих избыточным весом.
Что касается дальнейшей судьбы автора – построил еще много украшающих Самару зданий и прожил довольно долгую жизнь, работая чуть ли не до последних дней. Прожил бессребренником – выполняя крупные заказы, капитала не сколотил и даже не построил собственный дом, что для подрядчика по тем временам было даже неприлично. Всю жизнь жил с семьей на съемных квартирах. Последняя квартира, кстати, находилась в доме Прахова – памятнике деревянного модерна, спроектированном Зельманом Клейнерманом, а построенном самим же Мошковым.
Зато Георгий Николаевич стал основателем архитектурной династии – из его шестерых детей четверо связали судьбу со строительством и архитектурой , традицию продолжили внуки, а сейчас уже и правнуки
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете