Военная реформа 1904-го года потребовала строительства в России еще одного трубочного завода в дополнение к действующему Петербургскому.
Поскольку Самара располагалась от границ далеко, а со столицами и главным поставщиком металла –Уралом – имела отличное транспортное сообщение, в 1905-м году в наш город прибыла правительственная комиссия для переговоров с местными властями о выделении земли под будущий завод.
Место было выбрано у Волги, на территории ипподрома «Самарского общества конного бега». С восточной стороны ипподрома пролегала грунтовая дорога, позже ставшая улицей Ново-Садовой.
В 1906 г.Указ о строительстве Трубочного завода в Самаре был подписан Николаем II.В начале 1909го военное руководство страны образовало хозяйственно-строительную комиссию по возведению завода во главе с генерал-майором Эдуардом Карловичем Гермониусом.
К работам привлекли известнейших специалистов, среди которых были военный инженер, профессор Николаевской инженерной Академии в Петербурге Николай Александрович Житкевич, известный в Европе и стране как инициатор внедрения железобетона в строительство и В.Г. Шухов - автор-новатор сетчатых конструкций и знаменитой телевизионной башни в Москве. Заводским архитектором стал губернский архитектор Самары А.А. Волошинов.
Строился самарский Трубочный завод без особой огласки. Продукция его в рекламе не нуждалась, вся проектно-строительная документация помечалась грифом «секретно»,попасть на завод посторонние лица не могли, так что о сверхсовременном предприятии, управляемом военными инженерами, ходили легенды.
От торжественной закладки 25 мая 1910 года до официального открытия 25 сентября 1911 прошло всего 16 месяцев.
Территория делилась на производственную, складскую и жилую зоны. Производственные корпуса впечатляли логикой организации функциональных процессов, новаторскими металлическими и железобетонными конструкциями, санитарно-гигиенические условия считались едва ли не лучшими среди промышленных предприятий Европы. С главным корпусом мастерских теплыми переходами соединялись машинное отделение, прессовая мастерская, корпус насоса из артезианских колодцев. Хозяйственные дворы и подсобные производства находились со стороны нынешней Ново-Садовой, всю огромную территорию огородили сплошным забором.
Ансамбль застройки был сориентирован на восприятие с Волги. Архитектурной доминантой служило главное производственное здание, стоявшее на искусственном возвышении. Вдоль краснокирпичных стен шли ряды больших полуциркульных окон с белыми наличниками и подкарнизными тягами. В широком ризалите с входным тамбуром находилась главная проходная, а сам тамбур с треугольным фронтоном и барельефом царского герба напоминал ворота петербургской Петропавловской крепости.
Образ неприступной крепости, позаимствованный из дворцовой архитектуры петербургских пригородов, дополняли установленные возле входа пушки.
Со стороны линии конки шла железная ограда с каменными воротами в центре, выполненными в виде триумфальной арки, стоящими на одной композиционной оси с тамбуром главного входа и объединенными идущей по косогору широкой лестницей.
Жилая зона располагалась в северной части заводской территории. Поскольку вся администрация завода была «военной» и ей полагалось круглосуточно находиться вблизи места службы, девять одно- и двухэтажных жилых домов в «кирпичном» стиле с палисадниками компоновались в виде полукруга у обширного общего сада, напоминая расстановку казарменных построек возле плаца.
Среди рациональных жилых строений выделялся дом начальника завода. Спроектированный А.А. Волошиновым в стилистике модерна в расчете на круговой осмотр, не имел «главного» фасада, по-новому раскрываясь с разных сторон.
Особую выразительность и загородный, «дачный» облик зданию придавали полукруглая башня и открытая деревянная терраса.
Долгие годы Самарский Трубочный завод служил предметом гордости российских инженеров и архитекторов.
В начале 2000-х внезапно стал утраченной частью истории – истории полета технической мысли, инженерных новаций и превращения промышленной архитектуры в предмет высокого архитектурного искусства.