После образования в январе 1851-го года Самарской губернии и создания новой епархии епископ Евсевий направил в Святейший Синод просьбу об открытии в Самаре мужского монастыря.
В прошении указывал необходимость создания приюта для «вдового духовенства» и подготовки детей бедных священников к будущей службе. Обосновывал намерение открыть при монастыре семинарию и особенно настаивал на представлении большого земельного участка для приобщения будущих воспитанников к сельскому хозяйству. Землю епископ присмотрел заранее – на берегу Волги у урочища «Вислый камень» - в границах нынешних улиц Осипенко и Челюскинцев.
Поскольку губернатор К.К. Грот епископа поддержал, городское общество просимый участок будущему монастырю пожертвовало. Правда, епархия, заполучив землю , тут же сдала ее в аренду горожанам, а негодующим властям новый епископ Феофил пояснил, что это мера временная и вынужденная – для сбора средств на обустройство обители.
Так же владыка Феофил решил, что для открытия семинарии выделенная территория недостаточна и 29 мая 1858-го года снова обратился к губернатору: «Относительно размещения Семинарии на одном с Монастырем участке земли, я тех же мыслей, что Семинарию помещать на этом участке не должно, и между прочими причинами — по той, что за расположением на участке мужскаго Монастыря не останется места для Семинарии; ибо монастырь кроме церковных, братских и надворных строений, должен иметь огород, сад, свечной завод, гостиницу, также с двором; так что ... нельзя предполагать, чтоб у Монастыря была лишняя земля в назначенном для него участке». Константин Карлович Грот был, однако, в курсе, что 90% территории обители сдавалось горожанам под распашку, так что попытка еще раз разжиться городской землей епархии не удалась, и семинария была таки выстроена на территории монастыря.
В 1861-м году обитель насчитывала 50 человек, и после повторного обращения епископа Феофила в Синод 1 ноября 1863-го года состоялось официальнее открытие Николаевского мужского общежительного монастыря третьего класса, причем настоятелю было положено жалованье 418 рублей, казначею 57 рублей, монахам-священникам по 6 рублей 90 копеек в год.
Через год министерство государственных имуществ выделило монастырю 150 десятин земли «для материального поддержания обители». В дальнейшие территориальные приобретения вошли 130 десятин земли с каменоломнями, лесом и лугами в селе Ширяево за Волгой, обширные земли в Николаевском уезде , луга за рекой Самарой, пожертвованные купцом В.А. Головачевым - и монастырь сделался солидным землевладельцем! Помимо доходов, приносимых сдачей земель в аренду, получал неплохую прибыль от свечного завода и 1500 рублей пособия от казны.
Из описания, сделанного П.В. Алабиным, мы узнаем, что к 1877-му году на территории монастыря находились двухэтажный странноприимный дом, двухэтажный дом настоятеля с библиотекой в нижнем этаже, корпус для братии, трапезный корпус, флигель с подвалом, где работал свечной завод, службы и скотный двор, место для сада и огорода. Монастырь был «обнесен каменною оградою с четырьмя, по углам её, башнями».
Упомянутые в описании градоначальника «службы» включали отдельную избу для кучера и дворника, квасоварню, баню, каретник, ледник, погреба, сараи и амбары для хранения продовольствия, а так же монастырское кладбище, на котором с разрешения архиерея (и за отдельную плату!) хоронили и мирян.
Первая каменная однопрестольная церковь с двумя колокольными на территории монастыря была выстроена в 1860-м году и освящена во имя святителя Николая Чудотворца в 1861-м. Через 40 лет по причине ветхости закрылась, а тогдашний настоятель Вениамин задумал строительство нового большого храма.
Пятиглавый собор византийского стиля строился сначала под руководством Филарета Засухина, а после призыва его в армию стройку курировал Александр Щербачев. Торжественное освящение храма прошло 11 октября 1909-го года . Роскошный иконостас пожертвовал известный благотворитель – купец Антон Шихобалов, роспись стен, состоящую из 96 картин на библейские сюжеты, выполнил в русско-византийском стиле художник И.В. Белоусов. Храм вмещал 1500 прихожан.
После революции на основании декрета «Об отделении церкви от государства» все монастырское имущество перешло в управление новых властей. Трапезную передали под размещение вечерней школы, церковь продолжала использоваться общиной верующих, пока в феврале 1930-го монастырь не был окончательно закрыт. Храм передали под заводской клуб, а вскоре, как и другие монастырские постройки, разобрали на кирпичи для возведения другого памятника – уже новой эпохи – фабрики-кухни завода имени Масленникова.
От когда-то ухоженного и обустроенного «монастырского городка» на сегодня сохранилось немного. Бывший двухэтажный каменный келейный корпус 1915-го года постройки имеет нынешний адрес ул. Осипенко, 10 а и статус ОКН. Монастырская трапезная 1910-го года постройки по Осипенко, 12 подверглась многочисленным ремонтам и первоначальный облик почти утратила. От великолепного пятиглавого храма остался только фундамент, на котором построена школа №16. Школьный двор со спортплощадкой занимает территорию бывшего монастырского кладбища. Корпус здания Самарской Духовной Семинарии на улице Радонежской,2 тоже стоит на территории, принадлежавшей монастырю.
Главное сохранившееся чудо - памятник архитектуры регионального значения «Монастырские ворота». По парадному входу можно судить, как выглядела хозяйственная и богатая монашеская обитель. В убранстве ворот использован фигурный кирпич, под нишей выше несущей конструкции проходной арки расположен ряд сквозных проемов, придающих массивным воротам ажурность и характерный неорусский облик Над «пятами» арки расположено по четыре кокошника, опоры декорированы углублениями-кессонами и поясками с сухариками. Композиционный акцент - увенчивающая центральную ось ниша с иконами Николая Чудотворца и Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
По легенде, отчасти похожей на правду, от разбора на кирпичи парадные ворота спасла не их красота, а проходивший в 1905-м году возле них большевистский митинг, в котором якобы участвовало 20 тысяч человек. Хотя 20 тысяч сторонников большевиков в 1905-м не набралось бы и со всей Российской империи – но в память о митинге ворота решено было сохранить для потомков.
На месте стоявших к началу 20-го века на монастырских землях поселков Новый Афон и Монастырский в 1970-е годы был выстроен 4-й микрорайон Самары
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете