Продолжаю делиться интересными моментами из книги 1955 года Ю.Арбата "Фарфоровых дел мастера". Сегодня о создании скульптуры О.М.Богдановой "Охотник с лисой".
"Предстояло защищать диплом. Обычно студентам соответственно профилю института давали темы, связанные с практическим назначением: архитектурные детали, декоративные скульптуры на зданиях или перед ними. Ольге Михайловне предстояло сделать скульптуру «Охотник» для павильона «Сибирь» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Хотелось создать образ мужественного, волевого человека. Но оказалось, что сделать это не так-то легко. Сколько набросков и эскизов хранилось в папке, сколько раз Ольга Михайловна принималась лепить и бросала: ни один эскиз не нравился Богдановой, не удовлетворял ее. Ведь надо не только изобразить внешние детали—бородатое лицо, полушубок, меховые сапоги—«торбоза», ружье, — но и передать прежде всего ощущение силы советского человека, его свободный волевой характер, полноту жизни.
Ольга Михайловна вспомнила, как в тяжелую минуту уныния увидела в пролете цеховых ворот силуэт рабочего Сени и, почувствовав его скрытую силу, сказала тогда: «Будут еше счастливые дни!»
Вот так же, наверное, как Сеня, стоял и сибирский охотник, подстрелив свою сотую лису: с тем же ощущением скромной удовлетворенности, с тем же сознанием исполненного дога, с той же спокойной силой. Богданова увидела ясно, как живого, своего охотника. Попрощавшись с товарищами, радостная и возбужденная, отправилась она домой.
Работала с удовольствием. Ей показалось, что лучше выполнить скульптуру не для обширного павильона «Сибирь», а для павильона «Охота и звероводство», меньшего по размеру. Богданова радовалась, что миллионы посетителей выставки увидят «Охотника» ее глазами — сильного, волевого советского человека, занятого в глухой тайге нужным и полезным для родной страны делом.
Своими замыслами Ольга Михайловна поделилась с товарищами по институту. Коля Гущин, бывший летчик, по привычке ходивший во фронтовой шинели, изрек:
— Знаешь, что я тебе скажу? Работай в фарфоре.
Богданова даже руками на него замахала: — Да ты что?! Мрамор рублю, дерево режу, а к фарфору не сумею даже и подступиться.
— Сумеешь, я тебя знаю, — уверенно заявил Коля Гущин.
Сам он в качестве дипломной работы делал вазу на Дулёвском фарфоровом заводе.
Уверенность Гущина и удивила Богданову и польстила ей. Все настойчивее после этого разговора возвращалась Ольга Михайловна к мысли: «Действительно, хорошо бы поработать в фарфоре». Даже своего «Охотника с лисой» Богданова видела уже раскрашенной статуэткой на письменном столе.
И Ольга Михайловна решилась. Диплом она защитила хорошо и теперь стояла на пороге самостоятельной жизни. Эскизы и фотографии скульптур показала главному художнику Дулёвского фарфорового завода Петру Васильевичу Леонову.
— Силён охотник, — сказал тот — Сделайте в пластилине, отольем в фарфоре.
("Фарфоровых дел мастера". Ю.Арбат. ВЦСПС ПРОФМЗДАТ. 1955.)
сли вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.