Говорить открыто о своих чувствах, переживаниях, признаться в содеянном не каждый способен. Может возникнуть необходимость вызвать близкого (супруга, ребенка, родителя) на откровенный разговор. Но если человек замыкается, уходит от общения, то как это сделать? Спросить прямо не всегда получается, а фраза: "Нам надо серьезно поговорить", вызовет желание уйти, скрыться, избежать беседы любым способом.
Обстановка
Выбрать место и время надо правильно. Если рядом другие люди, присутствуют посторонние шумы, сама обстановка некомфортная, поговорить будет сложно. Правильно подбирать надо и время. Человек может быть уставшим после работы или он только проснулся, находится в состоянии волнения от пережитого стресса. Если собеседник пока не настроен на разговор, не стоит торопить его, настаивать, давить, это вызовет только раздражение и нежелание делиться сокровенным.
Вначале необходимо расположить к себе, установить доверие
Проявите эмпатию, сочувствие, покажите, что вы готовы выслушать, понимаете, что человек испытывает самые разные эмоции.
Помогут фразы:
- Как ты себя чувствуешь?
- Что ты сейчас чувствуешь?
- Я за тебя переживаю.
- Я вижу, что тебе грустно (ты раздражен, злишься), но я не знаю, почему.
Не бойтесь говорить о своих чувствах, так вы показываете собеседнику, что сами открыты, готовы делиться переживаниями, вам можно доверять.
Особенности построения вопросов
Вопросы делятся на закрытые и открытые. На первые можно ответить "да", "нет", "не знаю". Они не дают понимания того, что чувствует человек, не помогают раскрыться.
Открытые вопросы направлены на то, чтобы человек дал развернутый ответ, включился в диалог.
- Расскажи, что ты чувствуешь?
- Как ты провел свой день? Что сегодня произошло?
- Расскажи, что ты чувствовал, когда случилось….
- Какие твои планы на ближайшую неделю?
- Какие перемены в себе ты чувствуешь?
- Какая помощь тебе нужна?
- Мне кажется, ты расстроен, расскажи, что случилось?
Помогите собеседнику раскрыться
Для этого придется задавать наводящие вопросы, касающиеся ситуации.
- Я знаю, что с тобой случилось…, расскажи мне об этом, я готов выслушать.
- Как думаешь, кто был не прав в данной ситуации? Почему ты так думаешь?
- Расскажи, как бы ты хотел, чтобы ситуация разрешилась?
- Помоги мне понять, что ты чувствуешь.
- У тебя есть варианты решения? Возможно, ты уже знаешь, что делать, давай обсудим это. Или попробуем найти решение вместе.
- Я хочу тебе помочь, но для этого мне надо знать, что произошло.
- Не торопись. Я готов выслушать тебя. Расскажи все, что тебя волнует. Ты можешь мне доверять.
- Мне кажется, ты чем-то расстроен. Мы можем вместе подумать над решением проблемы. Возможно, я смогу дать полезный совет.
- Как тебе удалось это пережить? Как ты справлялся?
- Что надо сделать, чтобы тебе стало лучше?
1. Если пока человек не готов быть откровенным сам, говорите о себе. Расскажите о своих чувствах, приведите примеры ситуаций, в которые попали. Делайте паузы. Если понимаете, что собеседник хочет что-то сказать, дайте ему такую возможность.
2. Учитесь правильно слушать. Когда говорит собеседник, проявляйте некоторую активность: слегка кивайте головой, показывая внимание, периодически направляйте взгляд на человека, вставляйте короткие слова типа "угу", "да", "удивительно" и др.
3. Поддержать интерес к разговору помогут подбадривающие фразы, а также поднимающие самооценку: "Как интересно", "Ты удивительно выкрутился из ситуации", "Твоя история цепляет, заставляет задуматься".
4. Неожиданный вопрос. Спросите то, что позволит по-другому посмотреть на тему разговора или перейти к интересующей вас теме. Неожиданный вопрос не должен задаваться в лоб и в начале разговора. Сначала собеседника надо расположить, чтобы он расслабился и был готов разговаривать.
5. Учитывайте, что с каждым человеком надо по-своему строить диалог. Вы же не будете разговаривать одинаково с мужем, подростком или матерью? Учитывайте интеллектуальный, социальный уровень, готовность человека довериться вам, особенности ваших отношений.
6. Показывайте и свои чувства: удивление, сочувствие, злость, радость. Чувства должны соответствовать ситуации и сказанному. Но будьте искренне, не пытайтесь изобразить то, что не чувствуете, так вы быстро потеряете доверие собеседника.
7. Не осуждайте, не обвиняйте. Если человек вам доверился, он ждет поддержки, сочувствия, полезного совета. Если вы скажете: "Я так и знал", "Сам виноват", доверие вы потеряете, даже если собеседник действительно был виноват. Попробуйте вместе найти выход из ситуации, не используя критику и обвинения.
8. Меньше расплывчатых тем, больше конкретики. Общие темы не дают возможности лучше узнать о человеке или проблеме, которая его мучает. Добейтесь конкретного описания ситуации: что случилось, почему, что в результате, какие шаги предпринял собеседник, что его мучает.
9. Уделите внимание желаниям собеседника. Возможно, он еще не до конца понимает, что хочет или не определился с выбором. Задавайте наводящие вопросы, помогающие ему лучше понять себя, свои действия, ситуацию.
Какие приемы, позволяющие вывести человека на разговор, применяет вы?
Ваш психолог, Сорокина-Чеченева Полина
Записаться на консультацию можно здесь или по тел +79680629696
#общение
#разговор
#отношения
#семья
#дети
#доверие
#психолог
#конфликт