"Проблема трёх тел" - это новый научно-фантастический сериал, премьера которого состоялась на Netflix в марте. Сюжет в нем разворачивается вокруг контакта человечества с внеземной цивилизацией. Он является экранизацией одноименного романа китайского писателя Лю Цысиня, однако в нем присутствует ряд отличий от книги.
Что происходит в сериале «Проблема трех тел»
Сериал "Проблема трёх тел" вышел на Netflix 21 марта 2024 года. Он является экранизацией цикла книг китайского писателя Лю Цысиня "Память о прошлом Земли", в основном первой из них, название которой совпадает с названием сериала. В течение восьми серий события происходят в двух временных промежутках: в Китае 60-80-х годов XX века и в современном мире.
Главной героиней "китайской" части является молодая ученая-физик Е Вэнцзе. Ее отца, известного ученого, убивают во время "культурной революции", а сама она оказывается на принудительных работах по вырубке леса. Вскоре ее переводят работать на базу "Красный берег" - место расположения огромной антенны, на которой проводят странные эксперименты.
Вскоре Е Вэнцзе узнает, что разработка нового оружия - совсем не главная цель существования "Красного берега". На самом деле здесь пытаются установить контакт с инопланетянами. Через несколько лет физикиней это удается, и она, под влиянием горького опыта, приглашает внеземную цивилизацию прийти и спасти человечество от самого себя.
Вторая временная линия разворачивается вокруг группы друзей – бывших или действующих физиков, живущих в современной Великобритании. В мире творятся странные вещи: гибнут ученые, звезды на небе в какой-то момент начинают мигать, а бывший полицейский Кларенс Ши, сейчас работающий на сверхправительственную организацию, проводит расследование происходящего.
Далее в центре внимания появляется удивительная виртуальная игра, в которой можно принять участие, надев шлем неизвестного происхождения. Суть игры заключается в разгадывании принципов функционирования странного мира, где эры Порядка, во время которых Солнце на небе ведет себя как обычно, сменяются эрами Хаоса, во время которых оно восходит и заходит, как ему заблагорассудится.
Через некоторое время выясняется, что за всем этим стоят представители другой цивилизации и их сторонники на Земле. Здесь есть и постаревшая Е Вэнцзе, однако ее роль во всем этом окончательно выясняется ближе к концу сериала.
Почему стоит смотреть сериал
"Проблема трёх тел" - знаковый сериал. Несмотря на все его недостатки, это научная фантастика, которая поднимает вопросы, обычно остающиеся вне внимания авторов других произведений. Инопланетяне здесь действительно умны и нешаблонны. Они прилетают сюда не просто чтобы нас съесть. У них свои вполне рациональные причины посещать нашу планету и относиться к нам определённым образом.
Также, в отличие от многих других фантастических произведений, им противостоят не какой-то школьник или случайный человек, а серьёзные и даже циничные государственные организации и учёные. Благодаря этому события перерастают в действительно интересный конфликт, а не в подростковую городскую фэнтези.
Наконец, здесь есть физики, учёные, которые серьёзно относятся к своей работе и научному принципу познания мира. Мы видим их живыми людьми со своими проблемами, которые тесно переплетены с областью извлечения знаний. И они используют свои знания для того, чтобы разгадать загадки вокруг.
Сериал действительно красиво и качественно снят. Спецэффекты позволяют показать даже самые невероятные события, происходящие с героями. Действие не "провисает", на экране всё время что-то происходит, за чем достаточно интересно наблюдать.
Что не так с экранизацией
При всём тому экранизацию произведений Лю Цысиня вряд ли можно считать удачной. Первоисточник прежде всего был научным детективом. Читателю и героям предоставляли некоторые факты, и они с помощью научных знаний и логики должны были понять, что же происходит. А для тех, кто совсем не физик и не астроном, герои книги популярно объясняли, что к чему.
Авторы сериала даже выбросили ключевую сцену, которая позволяет понять, в чем же на самом деле проблема. В начале книги герои играют в бильярд, демонстрируя, что если шары, кии и сукно одинаковые, те же самые удары приведут к близким результатам независимо от того, где стол стоит. Потому что законы физики работают везде одинаково.
Так учёные строят всё сложнее и дороже бильярдные столы, называемые "ускорителями частиц", чтобы заглядывать всё глубже и глубже внутрь материи. Вдруг их "бильярдные столы" начали показывать полную чушь. Физика умерла, и к этому факту привязана остальная часть событий книги.
В сериале момент с ускорителями есть, но он остаётся необъяснённым. Поэтому там учёные совершают самоубийство не из-за невозможности дальше познавать мир, а из-за того, что видят цифры. Если вам этот момент показался непереконвингенным и вы так и не поняли, чем же угрожал им конец отсчёта, то знайте, что важность этих цифр - выдумка авторов сериала. Потому что в книге отсчёт хоть и был, но там чётко указано, что он есть просто пугалкой для слабодушных.
Подобная история и с мерцанием звёзд. В книге это был мини-квест, так как там речь шла не о видимом свете астрономических объектов, а о микроволновом реликтовом излучении, и для наблюдения за ним нужно было найти соответствующую обсерваторию. Однако творцы сериала решили с этим не заморачиваться, поэтому инопланетяне-санты в сериале выглядят ощутимо всемогущими, нежели они есть в книге.
Сильно урезана также вся арка с виртуальной игрой. В книге она была достаточно обычной, просто созданной для совершенно обычных в наше время шлемов виртуальной реальности. А захватывала именно научным детективом, который читатель большую часть книги шаг за шагом разгадывал вместе с героями. Вот вы, например, догадаетесь, почему одна яркая звезда в небе — знак того, что все и дальше будет плохо, две — что все будет хорошо, а три — что настанет ледяной конец света?
Так в игру бросились играть в первую очередь ученые, которые неожиданно остались без работы. Потому что она, по сути, была их заменой, требуя анализировать данные и строить на их основе теории.
Однако в сериале сильно урезана научная составляющая, поэтому вместо вышеописанного зрители будут любоваться шлемом, сделанным по инопланетным технологиям, сочувствовать маленькой девочке, которая раз за разом погибает, и слушать выводы героев, непонятно откуда взятые.
Опять же, если вы при просмотре так и не поняли, кто те шлемы производит, знайте, что это — очередная выдумка авторов сериала, которую они не продумали до конца. В книге инопланетяне никаких технологий своим сторонникам на Земле не передают, потому что вполне логичным образом им просто не доверяют.
Найболее спорным моментом сериала является полная замена главных героев. С одной стороны это удачный выбор, который позволяет им лучше сопереживать. В оригинале все они были китайцами, которые собственно как люди были недораскрыты.
Однако создатели сериала явно перестарались. Потому что у Лю Цысиня ученые все же преимущественно говорят о научных проблемах, а в Netflix — о собственных переживаниях и личных отношениях. Если вас при просмотре ближе к концу вся эта мелодрама начала раздражать, то знайте, что большую ее часть придумали примерно в том же стиле, что и смертельность отсчета и инопланетный шлем.
Дело в том, что после того, как авторы выкинули из сюжета все научные загадки, он стал слишком коротким для 8 серий. Поэтому его разбавили сюжетными арками, которые на самом деле присутствуют только в продолжениях, и мелодрамой.
Проблемой трех тел
Жертвой неудачной экранизации стал даже смысл названия. В сериале ученая Джин Чен просто объявляет, что все, что происходит в игре, является следствием того, что планета находится в тройной звездной системе, и дает максимально сжатое объяснение: эры Порядка — это когда она находится на орбите вокруг одного из светил, а эры Хаоса — это когда она мигрирует между ними.
При этом складывается впечатление, будто название сериала связано именно с тем, что к нам из соседней трисолярной системы летит флот завоевателей. Но на самом деле это название научной проблемы, которая занимает важное место в книге, но которую в сериале вообще не упомянули, потому что она является продолжением рассказа о том, как функционирует наука, а ее из сериала выкинули.
В книге достаточно популярно рассказывается, что следующим этапом познания Вселенной после анализа наблюдений является составление уравнений, которые позволяют предсказать поведение наблюдаемого явления. Однако если система состоит из трех близких и более-менее одинаковых по размеру тел, то нормальных уравнений для большинства случаев составить невозможно.
Можно лишь применить суммирование огромного количества коэффициентов, каждый из которых нужно рассчитывать отдельно. Исключительно человеческими силами это невозможно, и даже современные компьютеры помогают достаточно ограниченно. И именно для осуществления этих расчетов цивилизацией, которой эры Хаоса и катастрофы не дают дорасти до электроники, приходится строить компьютер из людей. В сериале эта сцена хоть и впечатляет, но в целом остается не до конца понятной.
Софоны
Еще один элемент, который в творении Netflix остается малопонятным, но в книге выступает интересной и достаточно хорошо объясненной идеей — софоны. В сериале на объяснение принципов их функционирования отведено всего пять минут, поэтому их суть можно понять, только если заранее что-то об этой теме знать и слушать очень внимательно.
В Лю Цысиня детальные объяснения и принципы работы показаны в арке, где с точки зрения трисолятиан, или санти, показываются события после того, как Е Ваньцзе связалась с ними. В основе софонов лежит идея о том, что наш пространство имеет не три, а 10 пространственных измерений, просто большинство из них компактифицированы до размеров, которые мы не можем измерить. Это — вполне научная и достаточно популярная среди физиков идея.
На протоне, например, можно вдаться в аналогию с листом очень тонкой бумаги, который скатали в шарик. Только в случае с протоном речь идет о повышении размерности не на одну, а на семь. Так в развернутом в плоскость виде частица имеет размер больше, чем планета.
Именно на ней жители системы трех солнц закодировали суперкомпьютер, который с помощью квантовой запутанности связали с другим и научились использовать энергию вакуума. На все это у них в книге ушли годы, и очень много софонов они создать не могут.
В сериале софоны выглядят почти всемогущими, однако в книге они ни на что не способны, кроме как шпионить, нарушать работу ускорителей и вызывать разнообразные иллюзии. Но большего от них и не ожидается, потому что почти единственная их цель — предотвратить развитие земной науки. Основная идея книги — чем глубже ты сможешь понять материю, тем большую власть над миром получишь. Софоны — воплощение научного преимущества санти, и они используются для того, чтобы не дать людям догнать инопланетян.
Все хитрые военные планы значат очень мало, если у противника есть технологии, которые ты не можешь отличить от магии. Превращением колдовства в технологию занимается наука, но если цивилизацию лишили возможности делать эксперименты — весь этот механизм не работает. И люди действительно становятся только жуками под чьим-то сапогом.
Сериал заканчивается той же сценой, что и первая книга. При этом авторы включили в него сразу несколько сюжетных линий, которые должны «выстрелить» в будущих сезонах. Если это так и будет, там нам покажут, как человечество пытается выбраться из ситуации, в которую попало, и столкнется с новыми проблемами.