Найти тему

Как текст в театре передает знания о прошлом?

«Кто не поет, того отпевают», заявлено в титрах аудиального перформанса «Коромысли». Сегодня есть потребность в том, чтобы разобраться, кто мы такие, и мы часто пытаемся это сделать через исследование традиционных актов, например, через чтение текстов, которые сообщают нам о прошлом. Но как верно определить устройство этих текстов? Следующие работы позволяют создать дистанцию между словами в тексте и возможностями языка, и прежде всего — принять культуру и груз опыта цивилизации.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Казанский проект «Авазлар» представляет собой серию из трех риддингов на татарском языке, многие тексты которых были написаны ещё на арабице. В начале лаборатории всем зрителям раздают небольшие брошюры, состоящие из фотографий, писем и свидетельств на двух языках. Документы, содержащиеся там, найдены в семейных архивах. Зрители по очереди зачитывают татарский текст, передавая друг другу микрофон, как только прерывается строка. Собравшиеся чтецы владеют (либо не владеют) языком в разной степени. Для кого-то он доносит смысл, для кого-то представляет из себя набор звуков.

Проблема памяти здесь выражалась в том, насколько со временем обеднел татарский язык, он сохраняется только как артефакт в виде текста. Сегодня, расшифровывая старотатарские тексты, люди сталкиваются с ситуацией, в которой не в состоянии понять некоторые слова. Поэтому становится так важно услышать поколение людей, от которых мы оказались отрезанными.

-2

Авторы отобрали для следующей работы, аудиального перформанса «Коромысли», фольклорные традиционные песни, их не больше десяти, но в списке нет места ни «во поле берёзы», ни «мороз мороза». Как оказалось, эти песни наши предки не пели. Всё, что звучит и транслируется со сцены воспринимается как родное, но незнакомое.

«Аудиальный перформанс» предлагает как тип рефлексии фольклорную русскую песню. Актрисы на сцене не говорят, они поют, а их внутренние диалоги можно увидеть на экране позади них. Эта история, способная делать текст музыкальным и певучим, служит проводником в мир воспоминаний о детстве как о времени жизни вообще, воссоздать архетип культуры. Ведь написанные слова становятся более выпуклыми, когда их проговариваешь.

«Коромысли» стремятся раскрыть тему национальной традиции, а не обогнуть ее. Чаще всего представление о «народных» текстах, из которых позднее «вырастают» русские песни, сводится к стереотипной картинке: вечно улыбающиеся, разрумяненные тетеньки в цветастых нарядах, которые то и дело говорят «Ух!» и водят хороводы. Данная работа переосмысляет сложившиеся паттерны и вытаскивает из недр фольклора язык, который можно «пощупать» через голос.

-3

Зрители акустического камерного плейлиста «К реке» располагаются по кругу перед пюпитрами с расставленными на них письмами — на русском и коми-пермяцком языках. Это реальная переписка 1950-х годов, принадлежащая двум молодым людям. Чтение сопровождается музыкальным рядом: были подобраны коми-пермяцкие песни, совпадающие по настроению с письмами. Открывается параллельная реальность, ведь в этом спектакле описывается жизнь обещанная, та, которая могла бы быть, но не сбылась, и навсегда осталась только на бумаге.

Это несбывшиеся, но памятные ожидания от будущего, которое не наступило, придуманные желания. Ведь память — это не только то, что произошло, но и то, что желалось: часто мечты — это больше, чем целая жизнь. Где пролегает эта черта между памятью реальной и выдуманной? И как передать субъективный опыт одного человека, чтобы не претендовать на объективность высказывания?

-4

Однажды каждый начнет задавать себе вопрос, а что он сможет оставить после себя и будет ли возможность у человека из будущего отыскать верные ключи для твоих слов?

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊