33 архивных фотоснимка, на которых можно увидеть путь создания предприятия, которое мы теперь знаем Павловского автобусного завода (ПАЗ)от его закладки в 1930 году.
Уникальный фотоальбом хранится в Музее ПАЗа. Причем не только его содержание, но и он сам достаточно реликтовая вещь, потому как является приложением к дипломной работе некоего Р.Ф. Яблонского. Я не знаю, кто этот человек, но подошел он к поставленной задаче, явно со всей душой. Теперь, распечатывая черно-белые листы дипломов, многие и не подозревают, что когда-то к ним прилагалось что-то яркое.
На самом деле, как качественно выполненная работа, в каких-либо комментариях данный фотоальбом не нуждается. Все фото сопровождается подписями, причем везде даже указан год снимка. Так что вопросов быть не должно.
Уточню лишь, на всякий случай, что ЗАТИ – это Завод Автотракторного Инструмента, который в 1930 году был основан в Павлово на Оке для выпуска шоферского инструмента и арматуры для автомобилей ГАЗ. А в 1952 году предприятие было переименовано в Павловский автобусный завод (ПАЗ).
Собственно, самим автобусам в альбоме выделены только четыре последних листа, однако машины на них представлены, интересные.
На фото №27, подписанный как ПАЗ-665 – один из ПАЗ-672 выпущенных до 1972 года еще без боковых указателей поворотов и люком моторного отсека с одной решеткой.
На фото №30 – второй опытный образец автобуса для работы в условиях Крайнего Севера, ПАЗ-672С собранный в 1966 году. В январе 1967 года, она вместе с первым образцом прошла маршрут от Большого Невера до Якутска в рамках междуведомственных испытаний.
На фото №31 - один из трех собранный в 1965 году автобусов ПАЗ-672.
На фото №32 – автобус ПАЗ «Турист-8,5 м» он же «Турист-Люкс» изготовленный в марте 1969 года. Именно эта машина приняла участие в XIX Международной неделе автобусов в Ницце.
И на фото №33 – второй опытны образец (№ЭЦ-104) прогулочно-экскурсионного автобуса открытого типа ПАЗ-672А с передней панелью кузова, унифицированной с базовой моделью, изготовленный в 1968 году. Машина предназначалась для обслуживания туристских групп в южных курортных районах СССР.
Огромная благодарность заводскому Музею ПАЗ за помощь в подготовке материала.