Сначала анекдот в тему:
Приезжает японец сын к японцу-отцу. Помог по хозяйству, вместе ударно поработали, сидят на полу и попивают сакэ. Батя спрашивает сына:
- Что делаешь, чем занимаешься?
- Сижу за гончарным кругом, смотрю как вертится глина.
- Аааа, всё суетишься....
Если задать прохожим вопрос: какой народ делает самую красивую керамику, то голову даю на отсечение, в 90% случаев ответ будет один и тот же - японцы. Насчёт фарфора с японцами могут поспорить китайцы, любой антиквар спит и видит найти на барахолке какое-нибудь блюдечко или вазу династии Мин, Цзинь, Пинь или какие там ещё у них были.
Но что касается обычной керамики, тут японцы порвут всех как тузик грелку, так как мало кто может сравниться с ними в этом не хитром, на первый взгляд, искусстве. Но мало кто знает, что стоит за этим первенством, как оно было достигнуто, и почему любой разговор на эту тему в самой Японии - строгое табу.
Нет, вам конечно за такие вопросы харакири не сделают, но и сакэ точно не нальют. Более того, постараются уйти от этой темы подальше и больше никогда не вспоминать про неё.
Почему?
Да потому что стыдно! Очень стыдно!
И о причине этого стыда сегодня поговорим.
Давайте, как в сказке, тем более персонаж у нас будет почти сказочный во всех отношениях и, в первую очередь, на всю голову! Жил в конце 16 века в Японии очень бедный крестьянин. Он был настолько беден, что не мог взять в аренду даже клочок земли для посевов. И это настолько его достало, что он пошёл в армию местного сёгуна.
На удивление у него обнаружилась недюжинная храбрость, ум, хитрость и военная смекалка. За несколько лет он смог стать из обычного наёмника... полководцем. Япония же в это время представляла собой жалкое зрелище - это было сборище разрозненных княжеств, правители которых постоянно грызлись между собой за право быть первым среди равных.
Вы не поверите, но за несколько лет бывший крестьянин, ставший полководцем, смог в буквальном смысле этого слова вынести всех своих врагов, после чего разобрался со "своим" правителем и стал тем самым первым... и единственным. Звали его Хидоёси Тоётоми.
А теперь представьте, Вам 40 с хвостиком, есть ещё ягоды в ягодицах и порох в пороховницах, но ты уже всего достиг, всех врагов ликвидировал, твою власть признали все. Сиди на троне и занимайся развитием страны.
Как бы нет так!
Хидоёси Тоётоми, во-первых, было скучно, а, во-вторых, он кроме как воевать ничего больше не умел. Причём на фоне постоянных войн у него поехала крыша и ему стало казаться, что он бог войны, который послан в этот мир нести единственно правильный порядок - японский.
Поэтому он решил завоевать весь мир, начав с Китая. От своего соседа маленькой Кореи он потребовал беспрепятственного прохода по её территории. На что корейцы ответили на нецензурном корейском, что помогать завоевателям они не будут.
Ой как Хидоёси обиделся...
Поэтому планы переписали и было решено сначала потренироваться в захвате мира на корейцах. Разразилась Первая Японо-корейская (Имдинская) война: в маленькую Корею отправилась 150 тысячная армия лучших самураев. Учтите, что на тот период самураи считались лучшими "тяжёлыми" воинами всей Азии, этот как танк Абрамс сегодня.
Каково же было удивление японцев, когда корейцы не просто выстояли, но и умудрились навалять хвалёным самураям!
Победное шествие японцев по всему корейскому перешейку не просто остановилось, но и обратилось вспять. Самураев начали теснить, теснить и, в конце концов, выгнали из страны. Война закончилась полным разгромом несостоявшегося Наполеона Адольфовича Македонского в японской версии.
Но каково же было удивление корейских военных, когда на освобождённых территориях собственной страны они не обнаружили большей части мирного населения... за 2 года наступления и последующего отступления (1594 - 1596 гг.) японцы вывезли из Кореи ВСЕХ!!! ремесленников, мастеров, художников, философов и просто грамотных людей.
Исследователи считают, что количество захваченных мастеров составляло около 200.000 человек.
Корейские керамисты, гончары, кузнецы ценились во всей Азии как непревзойдённые мастера. Их работы покупали за большие деньги даже китайские императоры. И, только вдумайтесь, за 2 года их просто не стало - они были вывезены в качестве рабов на японские острова, пожизненно. Ни один мастер не смог вернуться домой.
В Японии же, благодаря этому рейдерскому захвату, был всплеск развития кузнечного искусства, шелкоделия, и, особенно, керамики. Корейские мастера создали настоящие школы керамики, многие из которых действуют до сих пор. Именно корейские мастера создали такие японские легенды, как небьющиеся горшки и чайники Карацу, невесомые чашки Агано, императорскую глазурь Такатори Пал Сана, молочную глазурь Хаги, посуду слоновой кости Сацума.
Но больше всего ценился корейский мастер Йи Сам Пхен, когда японцы вывезли его с родной Кореи, ему было всего лишь 16 лет!
Он нашёл на одном из японских островов залежи высококачественного каолина, из которого стал делать фарфор превосходящий по качеству китайский. Его посуда переправлялась голландцами в Европу и стоила очень дорого. Японцы настолько гордились талантом захваченного мастера, что официально признали его японцем и дали ему японское имя и фамилию: Канагаэ Санби. Сегодня керамика, вышедшая из под его рук, считается самой дорогой и продаётся на аукционах за немыслимые деньги.
Увы, насколько поднялось искусство керамики Японии, настолько же оно упало в Корее. Многие традиции были прерваны навсегда.
Эта тема до сих пор очень болезненна в отношениях Японии и Кореи, все официальные лица обходят её стороной. Даже в японских учебниках нет ни одного упоминания о факте переселения корейских мастеров, сведения сохранились только в научной литературе и хрониках Имдинской войны.