Довольно часто я сталкиваюсь с различными проблемными в техническом плане автомобилями. Если свои машины я знаю вдоль и поперек, а их у меня, напомню, целых 3 и за каждой я пристально слежу, то вот автомобили товарищей и знакомых, которые приезжают ко мне на ремонт, - это сплошная загадка.
И порой от владельцев кроме жалоб на "ненормальную работу" автомобиля, ничего больше не вытянешь - что-то где-то ремонтировали, а что именно делали и в каком сервисе абсолютно не понятно. Зачастую чинили-чинили, но так и не починили, и вместо одной проблемы машину мне привозят уже с целым "букетом". Потому каждая поломка, с которой приезжает авто, превращается в целое расследование с глубокой диагностикой и сбором всей информации.
Напомню, что я не занимаюсь профессиональным ремонтом, это лишь возможность подзаработать деньжат и помочь владельцам авто, столкнувшимся с неисправностями на своем авто дешевле, чем в сервисах.
В очередной раз ко мне приехал товарищ на машине, от покупки которой я его отговаривал - это Audi Q5 далеко не в самой свежей кондиции. Под капотом стоит 2.0 TFSI и этот мотор стабильно преподносит владельцу разного рода "приколы". Если в прошлый визит ко мне в системе охлаждения перемешалось масло с антифризом, то на этот раз нестабильная работа двигателя, мотор троит, обороты набирает крайне неохотно, машина совсем не едет.
Навскидку можно назвать с десяток, а то и больше причин: от плохого топлива и забитых фильтров, до любого узла в этом довольно сложном с технической точки зрения моторе.
Тут стоит упомянуть, что владелец данной Ауди уже успел обратиться в сервисы, где ему замерили компрессию (по 11.5-12 очков в цилиндрах), провели диагностику всех причастных к работе двигателя датчиков: почистили датчик наддува, попробовали заменить ДМРВ, проверили кислородный "зонд" - автомобиль после данных процедур поехал со слов владельца "чуть лучше", но не долго.
Что же, теперь я попробую найти причину.
После диагностики через "шнурок" выяснилось, что постоянных ошибок в двигателе нет, да и чек на приборной панели не горит. Более глубокое изучение блоков параметров ЭБУ показало наличие пропусков зажигания именно в третьем цилиндре (в таких случаях обычно "висит" ошибка Р0300, где последняя цифра соответствует конкретному цилиндру, например, Р0301, Р0302, Р0303 или Р0304), все остальное исправно работает и не вызывает никаких нареканий.
Этого вполне достаточно, чтобы уже отсечь массу других возможных проблем. Но для начала стоит перебрать основные, которые присущи любому бензиновому двигателю.
Первое, с чего стоит начинать проверку - с системы зажигания. Данный двигатель особенно требователен к свечам и катушкам, от высоких температур последние стабильно "отлетают", а некоторые владельцы намеренно возят с собой в багажнике "про запас" пару катушек.
Самый простой способ проверить работоспособность той или иной катушки - банально поменять их местами. Подобная практика не дала никаких результатов, замена свечей на новые также не привела к успеху: компьютерная диагностика - никаких изменений, все такая же нестабильная работа, все то же растущее число пропусков зажигания в 3 цилиндре.
Искра хорошая, катушки рабочие, ищем проблему дальше.
Я уже упомянул чуть выше, что подобная проблема может возникать из-за банально некачественного топлива. Владелец признался, что "ехать" машина перестала после заправки где-то в области. С тех пор бензин с той заправки он уже успел откатать и заправиться на проверенной АЗС, но проблема не ушла.
Проверяю топливную систему. Ошибок по ней в ЭБУ двигателя также не обнаружено. Напомню, здесь использована система непосредственного впрыска с использованием форсунок под высокое давление и ТНВД. Запрашиваемое давление по компьютеру соответствует фактическому, отклонения минимальные, бензин нигде не подтекает.
Все подозрения теперь ложатся на форсунки.
Владелец несколько тысяч назад заменил целый комплект из 4 штук на совершенно новые, от мотора следующей генерации, неужели одна из них уже вышла из строя?
Снимаю топливную рампу с форсунками, чтобы подобраться к ним, необходимо снять впускной коллектор.
Картина маслом в прямом смысле слова - кроме проблем с пропусками впускной коллектор в обильном количестве нагара (традиционная черта двигателей с непосредственным впрыском), а из-под уплотнения коллектора обильно ручьями течет смазка. В масле ГБЦ, колодцы форсунок, все прилегающие к блоку узлы.
А теперь смотрим на сами форсунки - точно такой же обильный нагар, что и на клапанах, и во впускных каналах. Распылители форсунок, естественно, в точно таком же обильном слое закоксованного масла, удивительно, как они до сих пор работают и двигатель едет.
По логике вещей именно третья забита напрочь, поэтому владелец по моей просьбе подготовил запасную, заведомо исправную форсунку, будем менять её.
Каково же было мое удивление, и удивление товарища, когда я достал эту неисправную форсунку. Тут нарочно не придумаешь - топливный канал был наглухо забит каким-то мусором.
Что это, откуда оно могло появиться в топливной рампе, виновато в этом топливо с примесями неясно чего и как такое мог пропустить топливный фильтр, - в общем и целом вопросов больше, чем ответов. С владельцем сошлись на мнении, что эта "соринка" попала в топливную рампу при прошлой замене форсунок, а теперь настал тот самый "удачный" момент, когда мусор забил канал одной из них. Факт остается фактом - в чем подвох нестабильной работы и пропусков зажигания в двигателе я нашел.
Однако такое обильное нагарообразование - повод задуматься над исправностью мотора. Да, нагар во впускном коллекторе - дело обычное, впускные каналы рекомендуется чистить раз в 40-50 тысяч километров во избежание их прогара из-за неполного закрытия от обильных отложений.
Но летящее литрами во впуск масло рано или поздно превратит двигатель в еще больший "овощ", неизбежно нагаром зарастут остальные форсунки, впускной коллектор тоже получит "шубу" и уменьшится его пропускная способность, но что самое главное - летящее в камеру сгорания масло в обильном количестве ничем хорошим не сулит. Детонация, прогар поршней и прочие неприятности могут запросто случиться, если не устранить виновника, льющего смазку в таких количествах.
Собираю все на место, чтобы проверить работоспособность - двигатель запустился и ровно "молотит", как часики. Проблема найдена и устранена, причем всего за пару часов.
И я уже посоветовал владельцу искать причину появления масла во впускной системе. По моим предположениям, его сюда гонит именно трубина, однако отмечу, что компрессор может быть в исправном состоянии и виновником в таком случае служит система вентиляции картерных газов. Например, негерметичная мембрана маслоотделителя запросто заставит даже исправную турбину выгонять из себя масло литрами во впуск, что и происходит как раз на этой Ауди.
Вот так всегда - искал одну проблему, а нашел кучу других. Конечно, товарищ поблагодарил меня за положительный результат работы, но ещё больше прислушался к моему совету продать этот автомобиль и взять, либо авто попроще, либо посвежее.
Всё-таки Audi Q5 с пробегом на одометре в 281 тысячу километров и 10-ю владельцами за спиной - машина не подарок.
Сталкивались ли вы с чем-то подобным, кому в подобных случаях доверяете ремонт своего "железного коня" - ремонтируете сами, едете к знакомому мастеру или обращаетесь к профессионалам из именитых сервисных центров?
Делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание.