Антон Павлович Чехов — один из самых экранизируемых отечественных писателей. Считается, что его пьесы прекрасно подходят для переноса на экран, но вот режиссёр Михаил Швейцер был иного мнения. В 1970 году он впервые попробовал воссоздать в кино чеховскую атмосферу, сняв ленту «Карусель», а спустя несколько лет продолжил работу в том же направлении и выпустил комедию «Смешные люди». И даже ему, мастеру советского кино с колоссальным опытом, было непросто:
рассказы Чехова кратки и ёмки, но тем они и хороши. Небольшие истории — как анекдоты, которые рассказывают быстро и без лишних подробностей.
Но в кино такое сделать куда сложнее, мало того, необходимо ещё и заинтриговать зрителей, задержать их внимание не на пару минут, а полтора часа. Кроме того, Чехов всегда отличался деликатностью и не шёл напролом, а предлагал читателю кое-что додумать самому. Для кинематографистов это тоже представляет некоторую сложность. Именно поэтому Швейцер говорил, что Чехов — автор трудный. Тем не менее он взялся за фильм.
Михаилу Швейцеру, который в кино начал работать ещё в сороковые, экранизации классиков удавались замечательно, поэтому чиновники без опаски разрешали ему использовать произведения русских писателей.
Сценарий для «Смешных людей» режиссёр написал сам, взяв за основу рассказ «Певчие» и дополнив его сюжетными линиями из ранних рассказов писателя.
Поскольку в комедии рассказываются истории массы персонажей (участников репетиции хора), то выделить главных героев не получается. Но Михаил Швейцер, задумав снова экранизировать Чехова, пригласил на съёмки настоящих советских кинозвёзд. Многие из них уже приняли участие в предшествовавшей «Карусели», так что налаживать взаимопонимание в группе не пришлось.
Перечень артистов, ставших теми самыми «Смешными людьми», действительно впечатляет: в нём нет ни одной малоизвестной фамилии.
Но вот в кадре многих исполнителей узнать сложно: они предстали в образах непривычных. Так, большая редкость увидеть Евгения Леонова с шевелюрой, а Владимира Басова — с длинными космами. Борис Новиков появился с благоообразной интеллигентской бородкой, а Валерий Золотухин примерил образ жгучего брюнета.
Елена Соловей и Владислав Стржельчик сыграли у Швейцера супругов, любителей музицировать. Соловей по сюжету играет на пианино, а вот Стржельчику пришлось изобразить флейтиста. Приглашённые в качестве консультантов профессиональные музыканты были впечатлены:
актёры так талантливо «играли», что, казалось, прекрасно владеют инструментами.
В реальности же для них это было в новинку, а Владислав Стржельчик на этих съёмках вообще впервые держал в руках флейту.
В «Смешных людях» снялись также Наталья Гундарева, Леонид Куравлёв, Олег Басилашвили, Вячеслав Невинный, Авангард Леонтьев, Виктор Павлов и ещё масса знаменитостей.
Их таланты вкупе с талантом Швейцера и создали истинно чеховское настроение, когда за смехом время от времени, иногда чуть заметно проскальзывает серьёзность. Но, к сожалению,
несмотря на звёздный ансамбль, комедия Швейцера не вошла в число самых любимых. Сегодня эта картина полузабыта, хотя вряд ли сам Чехов когда-либо устареет.
Кстати, Швейцер отметил в одной из записных книжек писателя красивую и меткую фразу, которой часто руководствовался в жизни: «Какое наслаждение уважать людей!». А вы согласны с классиком?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296