Прототип главного героя этого фильма так и не узнал, что стал Героем Советского Союза: он погиб в 1944 году, награду получив посмертно. Судьба его складывалась непросто: лётчика-штурмана разжаловали, но благодаря помощи коллег и товарищей он сумел реабилитироваться.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий фильма появился после выхода рассказа писателя Григория Свирского, который в годы войны сам служил в авиации. Рассказ о штурмане, попавшем в опалу, заинтересовал режиссёра Георгия Щукина. Во многом потому, что Щукин тоже прошёл через войну, причём как штурман.
В 1966 году Свирский и Щукин написали сценарий по мотивам рассказа, получивший название «Дикая земля» (он же «Торпедоносцы»).
Его персонажами стали пилоты, охранявшие в Великую Отечественную Заполярье и сражавшиеся с немецкими асами и подводниками. Предваряло сценарий посвящение:
Александр Ильич Скнарёв и стал тем человеком, который вдохновил Григория Свирского на создание прозы. В фильме он получил фамилию Братнов, а сама драма название сменила, позаимствовав его у оригинального произведения Свирского — «Места тут тихие».
Режиссёр Георгий Щукин тогда относился к когорте начинающих, у него было в активе всего два фильма, созданных в дуэте с коллегой Семёном Тумановым. Тем не менее ему позволили поставить на «Мосфильме» серьёзную и довольно масштабную картину о военной авиации.
На главную роль, штрафника Александра Братнова, он пригласил уже очень знаменитого Михаила Глузского. По сюжету Братнов служит в штрафбате, где его случайно обнаруживает бывший сослуживец майор Кабаров. Выясняется, что
молчаливый штрафник — опытнейший штурман, который в начале войны попал в плен, бежал, а вернувшись на родину, встретился с неприязнью и провокациями. Не сдержавшись после очередного неприятного вопроса следователя, Братнов ударил военного, за что и попал в штрафбат.
Оттуда его нелегально забирает Кабаров (в его роли — Николай Тимофеев) и привозит с собой на базу, где будет служить. Отношение сослуживцев и начальства к Братнову поначалу настороженно-негативное, но позднее штурман доказывает, что он боец и настоящий профессионал.
Одним из самых обаятельных героев ленты стал юный моторист Тимофей Морозов, беспредельно честный и при этом по-подростковому непосредственный. На эту роль режиссёр пригласил молодого, но уже очень опытного актёра Сергея Никоненко.
В образе командира части можно увидеть статного Николая Гриценко,
а во второстепенных ролях — весьма известных актёров: Павла Шпрингфельда, Вадима Захарченко, Леонида Харитонова.
В образе ханта Степана появился Болот Бейшеналиев, киргизский артист, только что прославившийся после главной роли в драме Андрея Кончаловского «Первый учитель» (1965).
И нельзя отметить колоритного испанца Санчеса, страдающего язвой, который любит петь испанские песни. Его сыграл настоящий испанец Анхель Гутьеррес, вывезенный в СССР ещё ребёнком в годы войны в Испании.
Женские образы в ленте возникли буквально на десять минут, когда лётчики, отправившись в увольнительную, попали на танцевальный вечер, а после девушки устроили небольшое застолье (но оно, увы, закончилось почти сразу, так как девушкам пришлось срочно отправиться на боевые посты). В числе красавиц — Светлана Харитонова, экс-супруга Леонида Харитонова, в образе крепкой Клавы, комсорга,
и обольстительная Майя Менглет, мне тут показавшаяся невероятно похожей на Софи Лорен.
Съёмки эпизодов в помещениях прошли на «Мосфильме», а вот
натуру группа отправилась снимать в Мурманскую область, в посёлок Сафоново, где ещё до войны появился аэродром.
В фильме этот аэродром советской морской авиации называют самым северным. Позднее, кстати, там же снимались сцены военной драмы «Торпедоносцы» (1983). Создать напряжённую военную атмосферу помогли режиссёру кадры военной хроники, фигурирующие и в начале, и в середине, и в финале.
Первые просмотры фильма у цензоров вызвали раздражение. Главная претензия была к герою Братнову:
чиновникам не понравилось, что это штрафник, сумевший реабилитироваться.
Режиссёру Щукину было приказано превратить штрафбат в стройбат, а Братнова на экране стали именовать разжалованным, что несколько снизило политизированность ленты. Саму роль Михаила Глузского тоже сократили, выведя на первый план юного Тимофея Морозова, от лица которого и ведётся повествование (правда, история попадания Братнова в штрафбат/стройбат всё же осталась).
В прокат «Места тут тихие» вышли летом 1967 года. Сенсационного успеха лента не имела, но критики в целом приняли её благосклонно. Фильм действительно без прикрас показал будни лётчиков, включая немногочисленные светлые моменты мирной жизни.
Но с годами он потерялся в массе других картин о войне. И потерялся незаслуженно. Не исключено, что
помог фильму забыться отъезд из СССР в 1974 году Анхеля Гутьерреса: артист решил вернуться в Испанию. В таких случаях ленты, где снимался беглец, клали на полку.
Так или иначе, сейчас «Места тут тихие» не входят в число самых показываемых военных фильмов.
А вы смотрели «Места тут тихие»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: