Писатель Константин Симонов выдвинулся в первые ряды в тридцатые годы. Тогда Иосиф Сталин решил дать дорогу молодым авторам, и в числе перспективных талантов оказался Симонов. Когда началась война, писателю было 25, и он в качестве военного корреспондента отправился на фронт. Воспоминания о страшнейших буднях первых месяцев Великой Отечественной легли в основу романа «Живые и мёртвые», вышедшего в 1959. А чуть позже режиссёр Александр Столпер взялся за экранизацию.
Симонов без колебаний доверился Столперу: они и прежде сотрудничали, и довольно успешно.
Столпер ещё в сороковые снял фильмы «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943) по произведениям Симонова, но тема военных будней в этих лентах не была главной. Сын Константина Михайловича говорил, что писатель был уверен, что при Сталине ему не дадут рассказать настоящую, неприкрытую правду о войне, и поэтому лишь в конце пятидесятых увидел свет роман.
Роман был очень дорог Симонову, потому что чуть ли не дословно повторял его дневники 1941-1942 годов. Сценарий написал Столпер, но к роману он отнесся очень бережно и перенёс на экране почти все события. Актёров режиссёр и писатель выбирали вместе. Главную роль в ленте получил Кирилл Лавров. К началу шестидесятых он был уже театральной звездой Ленинграда и блистал на сцене БДТ. В кино он тоже снимался, но первостепенных ролей пока не играл.
На пробах Лавров обошёл нескольких коллег благодаря симпатии Симонова: писатель был знаком с работами Лаврова в БДТ и предложил Столперу попробовать актёра на главную роль в фильме.
Так Кирилл Юрьевич сыграл военкора, прототипом которого был сам Симонов, и фактически с этой роли началась его большая кинокарьера.
Ещё одним важным героем был комбриг Серпилин, списанный с реального героя войны. На эту роль претендовали больше 25 исполнителей, но Симонова больше всего впечатлил Анатолий Папанов. Однако Папанов отказался: тогда он уже служил в Театре Сатиры, где играл главным образом роли комедийные, а в кино ему доставались по большей части эпизоды, и тоже несерьёзные. В итоге актёр просто не представлял, как может вписаться в «Живые и мёртвые».
И это при том, что во время войны он был на фронте и получил ранение, то есть был фактически свидетелем описанных в романе событий!
К тому же вмешалось руководство «Мосфильма», которое считало Папанова артистом комическим, но никак не драматическим. К счастью, в конце концов Симонову и Столперу удалось и развеять сомнения самого Папанова, и убедить худсовет. Папанов роль получил. И это было настолько точное попадание, что когда позднее Симонов писал вторую часть романа, он, по его словам, видел Серпилина уже именно таким, каким его сыграл Папанов.
Над картиной вообще работало много фронтовиков, которые сами прошли через фронтовые кровопролития и помнили жестокие бои. Оператор Николай Олоновский, художник Стален Волков, актёры Лев Любецкий, Иван Савкин, Владимир Маренков, Борис Битюков, Владимир Пицек воевали, а их коллеги Алексей Глазырин, Михаил Глузский, Михаил Воробьёв были на фронте в составе актёрских бригад. Были в числе главных исполнителей и актёры молодые, на фронте в силу возраста не побывавшие, Но, вероятно, память о войне тогда по-настоящему жила во всех советских людях, так что и Олег Ефремов, и Виктор Авдюшко, и Олег Табаков, и Михаил Ульянов, и Зиновий Высоковский безупречно вжились в образы, у которых были реальные прототипы.
Симонов пристально следил за съёмками и хотел, чтобы кинематографисты не упускали даже мелкие детали. Он нередко приезжал на съёмки, большая часть которых прошла на натуре в Калининской и Владимирской областях, и общался с артистами. Кстати,
и Симонов, и Столпер сразу решили, что «Живые и мёртвые» будут состоять из двух серий, но руководство «Мосфильма» воспротивилось.
Тогда Симонов ультимативно заявил, что картина непременно должна быть двухсерийной, и ему всё-таки пошли навстречу.
Нетипичной деталью ленты, которая не сразу бросается в глаза, стало отсутствие музыки. На этом настоял Симонов, решивший, что в кадре должны быть только шумовые эффекты. Из-за этого он даже повздорил с Иваном Пырьевым, который после просмотра чернового варианта посоветовал Столперу завершить ленту песней «Священная война». В итоге
«Живые и мёртвые» завершаются не музыкальной темой, а трагически-пророческой фразой «впереди ещё была целая война».
И тут надо вспомнить, что голос за кадром принадлежал диктору Леониду Хмаре, озвучивавшему кинохронику. Популярность Хмары была сравнима с популярностью Юрия Левитана, и приглашение его в качестве чтеца в «Живые и мёртвые» дополнительно придавало истории документальность и правдивость.
«Живые и мёртвые» вышли зимой 1964 года, спустя почти 23 года после начала войны. Военные раны ещё кровоточили, а миллионы людей каждую ночь вспоминали окопы и бомбёжки, голод и похоронки. В картине не было предвкушения победы, оптимизма и надежды, зато в ней
была горькая правда о первых днях войны, о которой раньше говорить было не принято. Симонов говорил, что если бы не было 1941 года, то не было бы и 1945, и именно это впервые открыто показали «Живые и мёртвые».
А вы помните, какое впечатление произвела на вас эта картина?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296